Альфред Манн
В Лос-Анджелесе Манн получил образование, окончив Университет и получив престижную степень бакалавра в области науки и искусства, а также – докторскую степень.
В течение всего учебного времени Манн работал исключительно над математикой и ядерной физикой.
Кстати, почетные степени Альфред получил не только в Университете Лос-Анджелеса, но и в других учебных заведениях (University of Southern California, The Johns Hopkins University, Western University и в израильском институте Technion Institute).
Американский предприниматель и благотворитель. К тому же он – миллиардер. Его собственный капитал оценивается приблизительно в два миллиарда долларов (согласно сведениям журнала Форбс, который поместил миллиардера на одно из мест в рейтинге влиятельных богачей планеты).
Альфред Манн родился в 1925-ом году, в Портленде (в Орегоне) и там же вырос. Его отец был англичанином, а мать – полячкой. В 1946-ом году Альфред отправился в Калифорнию, в Лос-Анджелес, и остался там навсегда.
В Лос-Анджелесе Манн получил образование, окончив Университет и получив престижную степень бакалавра в области науки и искусства, а также – докторскую степень. В течение всего учебного времени Манн работал исключительно над математикой и ядерной физикой.
Кстати, почетные степени Альфред получил не только в Университете Лос-Анджелеса, но и в других учебных заведениях (University of Southern California, The Johns Hopkins University, Western University и в израильском институте Technion Institute).
В 1956-ом году Манн основал свою первую космическую компанию Spectrolab, после – компанию Heliotek, которая стала главным поставщиком солнечных элементов для космических кораблей. Кстати, за все время своего существования компании Манна обеспечили электроэнергией более сотни космических кораблей и воплотили в жизнь один лунный проект.
В 1960-ом году Альфред продал собственные компании организации Textron, однако при этом от руководящей должности не отказался (он руководил компаниями до 1972-го года).
Вскоре он посвятил собственную деятельность компании Pacesetter Systems, которая занималась производством электронных сердечных стимуляторов. После – им была основана фирма MiniMed, выпускающая инсулиновые шприцы и прочие необходимые в медицине изделия. А также – компания Advanced Bionics.
В настоящее время Альфред Манн вовлечен в деятельность большего количества организаций, среди которых биомедицинская компания MannKind Corporation, Second Sight, Bioness, Quallion, LLC, Stellar Microelectronics, Southern California Biomedical Council (SCBC or SoCalBio),
Eclipse Aviation и прочие учреждения и организации.
Альфред знаменит своей благотворительной деятельностью.
Фонд Альфреда Манна был основан в 1985-ом году. Он по сей день воплощает в жизнь поставленные задачи – поддерживает исследовательские работы, направленные на помощь людям.
Источник: http://facecollection.ru/people/alfred-mann
Биография Томаса Манна, Томас Манн – Нобелевский лауреат и выдающийся прозаик
Томас Манн является самым знаменитым представителем писательского рода Маннов. Выдающийся немецкий прозаик, автор «Будденброков», «Смерти в Венеции», «Марио и волшебника», нобелевский лауреат 1929 года прожил восемь десятков лет, сменил несколько идеологий, вырастил троих талантливых литераторов и навечно вписал свое имя на скрижалях истории мировой культуры.
Немецкий род Маннов всегда был на слуху. В XIX веке они славились как успешные купцы, сенаторы, настоящие короли родного города. В ХХ веке о Маннах заговорили как о выдающихся литераторах.
Активно печатался старший Генрих (автор романов «В одной семье», «Империя», «Молодые годы короля Генриха IV»), купался в лаврах всемирной славы Томас Манн, успешно публиковались его дети Клаус, Голо и Эрика. Чем бы не занимались эти люди, они всегда добивались успеха.
Так что прозаика Томаса Манна можно по праву называть лучшим из лучших.
Его отец Томас Йоханн Генрих Манн был очень богатым предпринимателем, владельцем нескольких производств, активным общественно-политическим деятелем, занимающим высокую должность в сенате.
Как пишет биограф и переводчик прозаика Соломон Апт, Йохан был «не просто известным коммерсантом и уважаемым отцом семейства, а одним из самых известных и уважаемых горожан, тем, кого называют отцами города».
Это был сухой практичный человек. Он видел своих сыновей Генриха, Томаса и Виктора достойными продолжателями дела вековой фирмы, которая была создана еще его отцом. Однако дети не выказывали стремления к предпринимательству. Старший Генрих увлекался литературой, что провоцировало постоянные ссоры с отцом.
О волнениях главы семейства в отношении наследника свидетельствует строчка в завещании: «Я прошу моего брата оказывать влияние на моего старшего сына, чтобы он не вступил на неверный путь, который приведет его к несчастью». Здесь Йоханн подразумевает литературный путь.
Поскольку старший сын уже тогда внушал беспокойства, особые надежды возлагались на среднего Томаса.
Вскоре после написания завещания сенатор Манн скончался от рака. Фирма была продана и многочисленное семейство вполне успешно зажило на солидные проценты от предприятия. Действительность предвосхитила опасения умирающего отца.
Генрих в самом деле сделался писателем, но еще больших успехов на этом поприще добился любимый Томас. И даже дочери Юлия и Карла оказались далеки от отцовской практичности. Младшая Карла пошла в актрисы. Из-за неудач на сцене и в личной жизни она покончила с собой в 29 лет.
Неуравновешенная, переживательная Юлия также самостоятельно свела счеты с жизнью двумя десятилетиями позже.
О вырождении буржуазного общества на примере упадка собственной патриархальной семьи Томас Манн напишет в романе «Будденброки». Опубликованное на заре его творческой карьеры, это произведение принесло Манну всемирную известность и Нобелевскую премию по литературе.
Холеное детство и беззаботная юность
История Пауля Томаса Манна начинается в Любеке (Германия) в 1875 году. «Детство у меня было счастливое, холеное», – вспомнит впоследствии писатель. Оно началось в старинном доме его бабушки на узкой булыжной улице и продолжилось в элегантном особняке, который Йоханн выстроил для своего растущего семейства.
У Томаса были все игрушки, о которых только мог мечтать его маленький современник. О некоторых из них (кукольном театре, лошадке-качалке Ахилле) писатель вспомнит в своих произведениях.
Но зачастую юному Манну игрушки были абсолютно не нужны, ведь больше всего на свете он любил выдумывать. Например, однажды утром он просыпался и представлял себя наследным принцем далекой державы.
Целый день мальчик вел себя надменно и сдержанно, как подобает августейшей особе, радуясь в душе, что никто из окружающих не догадывается о его секрете.
Школу с ее учителями-диктаторами, шумными одноклассниками, бездумной зубрежкой Томас невзлюбил. Тем более что она отвлекала его от горячо любимого дома.
Такая же участь постигла гимназию – Манн несколько раз оставался на второй год, так и не получив аттестата об окончании учебного заведения.
Принципиально важно понимать, что его тяготила не учеба, а затхлый дух казенщины и муштры, что царил в гимназии «Катаринеум», однобокий процесс обучения, тупость и обывательская ограниченность многих преподавателей, не исключая директора учебного заведения.
Будущее гимназисту Манну рисовалось весьма туманно. Он собирался покинуть Любек, отправиться путешествовать, поразмышлять, отправиться на свойственные для «золотой молодежи» поиски себя. Но все изменилось, когда в его жизнь ворвалась музыка Вагнера.
Вдохновленный музыкой Вагнера
В 1882 году Томас Манн попадает на концерт, где играют музыку Рихарда Вагнера. Именно она стала той движущей силой, которая разбудила литературный талант будущего прозаика. Теперь юный Томас знает – он будет писать!
Манн не томится в ожидании музы, а начинает действовать.
Уже на пятом курсе гимназии вместе с товарищами Манн издает литературный журнал «Весенняя гроза», где молодые редакторы публиковали собственные прозаические, поэтические и критические творения.
Когда «Гроза» прекратила свое непродолжительное существование, Манн начинает печататься на страницах периодического издания «Двадцатый век», которым руководил его брат Генрих.
Несколько проб пера, подписанных псевдонимом Пауль Томас, небольшой сборник рассказов – и Манн издает монументальный труд – роман «Будденброки». Произведение было начато в 1896 году. На его создание ушло 5 лет. В 1901 году, когда «Будденброки» с подзаголовком «История гибели одного семейства» стали доступны широкой публике, о Томасе Манне заговорили как о выдающемся писателе современности.
Практически через 30 лет, в 1929 году, «Будденброки» стали главным основанием для присуждения писателю Нобелевской премии по литературе. В формулировке нобелевского комитета говорилось: «Прежде всего за великий роман «Будденброки», что стал классикой современной литературы, популярность которого неизменно растет».
Фашизм, Германия и Томас Манн
В начале Первой мировой войны семейство Маннов (в 1905-м Томас женился на профессорской дочке Кате Прингсгейм) входило в высшие круги немецкой буржуазии.
Это обусловило тот факт, что на первых порах писатель придерживался консервативных взглядов и не разделял пацифизма многих деятелей культуры, о чем публично заявил в сборнике философско-публицистических статей «Размышления аполитичного».
Принципиально важно понимать, что Манн поддерживал Германию, а не нацизм.
Писатель ратовал за сохранение национальной самобытности европейских культур, в первую очередь немецкой – горячо любимой его сердцу с раннего детства.
Ему был крайне неприятен повсеместно навязываемый повсеместно «американский образ жизни». Антанта, таким образом, становится для писателя своеобразным синонимом литературы, культуры, цивилизации.
Со временем, когда нацизм показал свое черное лицо, а любимая страна по локоть опустила руки в кровь невинных жертв, Томас Манн больше не мог ни под каким предлогом оправдывать действия Германии.
В 1930 году он произносит публичную антифашистскую речь «Призыв к разуму», в которой резко критикует нацизм и поощряет сопротивление рабочий класс и либералов. Речь не могла пройти не замеченной. Оставаться в Германии больше не представлялось возможным.
К счастью, семейству Маннов позволили эмигрировать. В 1933 году Манн с женой и детьми переселяется в Цюрих.
В эмиграции: Швейцария, США, Швейцария
Эмиграция не сломила духа Томаса Манна, ведь у него оставалась огромная привилегия – он продолжает писать и публиковаться на родном языке. Так, в Цюрихе Манн дорабатывает и публикует мифологическую тетралогию «Иосиф и его братья».
В 1939-м выходит роман «Лота в Веймаре» – художественная стилизация фрагмента биографии Иоганна Вольфганга Гете, а именно его романтической привязанности к Лотте (Шарлотте Буфф), ставшей прототипом женского образа «Страданий юного Вертера».
В 1947 году был опубликован «Доктор Фаустус», рассказывающий о композиторе Адриане Леверкюне, который создал из своей жизни стилизацию под средневековую историю о докторе Фаусте, что продал душу Мефистофелю. Вымышленный мир Леверкюна переплетается с реалиями современной действительности – фашистской Германией, которую отравляют идеи нацизма.
Расплата за инакомыслие
Манну так и не удалось вернуться на родину. Нацисты лишили все его семейство немецкого гражданства. С тех пор писатель бывает в Германии наездами в качестве лектора, журналиста, литконсультанта. С 1938 года по приглашению руководства Принстонского университета Манн переезжает в США, где занимается преподавательской и писательской деятельностью.
В 50-е годы прозаик возвращается в Швейцарию. Манн пишет до самой смерти. Его закатными произведениями стали новелла «Черный лебедь» и роман «Признания авантюриста Феликса Круля».
Гомоэротизм в произведениях Томаса Манна
Гомоэротизм как репрезентация однополой любви был характерен для ряда произведений Томаса Манна. Самым ярким примером является новелла «Смерть в Венеции», написанная в 1912 году. В новелле препарируется внезапно вспыхнувшее чувство писателя Густава фон Ашенбаха к четырнадцатилетнему мальчику Тадзио.
Скандальная слава «Смерти в Венеции» обусловила повышенное внимание к частной жизни Томаса Манна. Примерный семьянин, отец шестерых детей, никак не компрометировал себя на публике.
Путь к душевным тайнам Манна лежал через его дневники, которые писатель исправно вел на протяжении всей жизни.
Записи несколько раз подвергались уничтожению, а затем немедленно восстанавливались, были утеряны во время неожиданной эмиграции, но через судебный процесс возвращены законному владельцу.
После смерти писателя его душевные треволнения были неоднократно проанализированы.
Стало известно о его первых невинных страстях, интимной привязанности к школьному приятелю Вилльри Тимпе (его подарок – простой деревянный карандаш – Манн хранил всю жизнь), юношеском романе с художником Паулем Эренбергом.
По словам Гомо Манна (сына писателя), гомосексуализм отца никогда не опускался ниже пояса. Зато богатые душевные переживания порождали образы его новелл и романов.
Манн, в самом деле, умел чувствовать больше и тоньше. Без этого умения не было бы поэтичных мужских образов Ганса Касторпа из «Волшебной горы», Руди Швердтфергера из «Доктора Фаустуса», Густава Ашенбаха из «Смерти в Венеции» и многих других. Копание в источниках вдохновения – бесславный удел современников, воспевание его плодов – достойная привилегия потомков.
Источник: https://r-book.club/zarubezhnye-pisateli/tomas-mann/biografiya-nemeckogo-prozaika.html
Томас Манн : краткая биография
Томас Манн – выдающий немецкий писатель, автор эпических полотен, лауреат Нобелевской премии по литературе, наиболее именитый представитель семейства Маннов, богатого на творческие таланты. Родился 6 июня 1875 г. в Любеке. В 16-летнем возрасте Томас оказывается в Мюнхене: туда семья переезжает после смерти отца – купца и городского сенатора. В этом городе ему предстоит жить до 1933 г.
Окончив школу, Томас устраивается в страховую компанию и занимается журналистикой, намереваясь последовать примеру брата Генриха, в ту пору начинающего писателя. На протяжении 1898-1899 гг. Т.
Манн редактирует сатирический журнал «Симплициссимус». К этому времени относится первая публикация – сборник рассказов «Маленький господин Фридеман».
Первый роман – «Будденброки», повествующий о судьбе купеческой династии и носивший автобиографический характер, – сделал Манна знаменитым писателем.
В 1905 г. в личной жизни Манна происходит важное событие – женитьба на Кате Прингсхайм, знатной еврейке, дочери профессора математики, которая стала матерью его шестерых детей. Такая партия позволила писателю стать вхожим в общество представителей крупной буржуазии, что содействовало усилению консервативности его политических взглядов.
Т. Манн поддерживал Первую мировую войну, осуждал общественные реформы и пацифизм, переживая в это время серьезный духовный кризис.
Огромная разница в убеждениях стала причиной разрыва с Генрихом, и только переход Томаса на позиции демократии сделал возможным примирение. В 1924 г. увидел свет роман «Волшебная гора», принесший Т. Манну мировую славу.
В 1929 г. он благодаря «Будденброкам» становится лауреатом Нобелевской премии по литературе.
Следующий за награждением период биографии Томаса Манна отмечен увеличением роли политики в его жизни и в творчестве в частности. Писатель и его супруга не вернулись в нацистскую Германию из Швейцарии, когда в 1933 г. Гитлер приходит к власти.
Поселившись невдалеке от Цюриха, они много времени проводят в путешествиях.
Власти Германии предпринимали попытки вернуть именитого писателя в страну, а в ответ на его категорический отказ лишили немецкого гражданства, отняли почетную докторскую степень Боннского университета. Став сначала подданным Чехословакии, Манн эмигрировал в 1938 г.
в США, где на протяжении трех лет преподавал в Принстонском университете гуманитарные дисциплины, консультировал Библиотеку конгресса по вопросам немецкой литературы. На протяжении 1941-1952 гг. его жизненный путь связан с Калифорнией.
После окончания Второй мировой войны жизнь в США осложнилась тем, что в адрес увлекающегося идеями социализма Т. Манна звучат обвинения в пособничестве Советскому Союзу.
В Восточной и Западной Германии его встречают чрезвычайно радушно, однако писатель принимает решение на превратившуюся в два лагеря родину не возвращаться. В 1949 г.
от лица обеих Германий ему была вручена премия Гете (кроме того, Манна наградили почетными степенями Кембриджский и Оксфордский университеты).
Наиболее значимыми художественными произведениями этого периода являеются роман «Доктор Фаустус» и тетралогия «Иосиф и его братья», над которой он работал больше десяти лет. Последний роман, «Приключения авантюриста Феликса Круля», остался недописанным.
Летом 1952 г. Т. Манн с семьей приехал в Швейцарию и жил там до смерти в 1955 году.
Биография из Википедии
Па́уль То́мас Манн (нем. Paul Thomas Mann, 6 июня 1875, Любек — 12 августа 1955, Цюрих) — немецкий писатель, эссеист, мастер эпического романа, лауреат Нобелевской премии по литературе (1929), младший брат Генриха Манна, отец Клауса Манна, Голо Манна и Эрики Манн.
Происхождение и юные годы
Пауль Томас Манн, самый знаменитый представитель своего семейства, богатого известными писателями, родился 6 июня 1875 года в семье состоятельного любекского купца Томаса Йоханна Генриха Манна (1840—1891), занимавшего должность городского сенатора.
Мать Томаса, Юлия Манн (урождённая да Сильва-Брунс) (1851—1923) происходила из семьи с бразильскими корнями. Семья Манн была довольно многочисленной.
У Томаса было два брата и две сестры: старший брат, известный писатель Генрих Манн (1871—1950), младший брат Виктор (1890—1949) и две сестры Юлия (1877—1927, самоубийство) и Карла (1881—1910, самоубийство). Семья Манн была зажиточной, детство братьев и сестёр было беззаботным, почти безоблачным.
В 1891 году умер от рака отец семейства. Согласно его завещанию, семейная фирма и дом в в Любеке были проданы, так что жене и детям пришлось довольствоваться процентами с вырученной суммы.
Начало писательской карьеры
Томас Манн в начале своей писательской карьеры
После смерти отца в 1891 году и продажи семейной фирмы семья переехала в Мюнхен, где Томас прожил (с небольшими перерывами) до 1933 года. В середине 1890-х годов Томас и Генрих на время уехали в Италию.
Однако ещё в Любеке Манн начал проявлять себя на литературном поприще, в качестве создателя и автора литературно-философского журнала «Весенняя гроза», а в дальнейшем писал статьи для издаваемого его братом Генрихом Манном журнала «Двадцатый век».
По возвращении из Италии Манн недолго (1898—1899 годы) работает редактором популярного немецкого сатирического журнала «Симплициссимус», проходит годовую армейскую службу и публикует первые новеллы.
Известность к Манну приходит в 1901 году, когда выходит первый роман, «Будденброки». В этом романе, за основу которого была взята история его собственного рода, Манн описывает историю упадка и вырождения купеческой династии из Любека.
Каждое новое поколение этой семьи всё менее и менее способно продолжать дело своих отцов в силу отсутствия присущих им бюргерских качеств, как то: бережливость, усердие и обязательность — и всё больше и больше уходит от реального мира в религию, философию, музыку, пороки.
Итогом этого становится не только постепенная утрата интереса к коммерции и престижу рода Будденброкков, но и утрата смысла жизни и воли к жизни, оборачивающаяся нелепыми и трагическими смертями последних представителей этого рода.
Вслед за «Будденброками» последовало издание не менее успешного сборника новелл под названием «Тристан», лучшей из которых была новелла «Тонио Крёгер».
Главный герой этой новеллы отрекается от любви, приносившей ему только боль, и посвящает себя искусству, однако встретив случайно Ганса Гансена и Ингерборг Хольм — двух разнополых объектов своих неразделённых чувств, — он снова переживает то смятение, которое когда-то охватывало его при одном только взгляде на предмет своего юношеского влечения.
В 1905 году Томас Манн женится на Кате Прингсхайм (нем. Katharina «Katia» Hedwig Pringsheim), дочери мюнхенского профессора математики Альфреда Прингсхайма. От этого брака у них появилось шестеро детей, трое из которых — Эрика, Клаус и Голо — проявили себя впоследствии на литературном поприще. Согласно свидетельству Голо Манна, еврейское происхождение матери тщательно скрывалось от детей.
Второй роман Томаса Манна, «Королевское Высочество», был начат летом 1906 и закончен в феврале 1909 года.
Политическая эволюция Манна. Новые произведения
Брак Манна поспособствовал вхождению писателя в круги крупной буржуазии, и это во многом укрепляло его политический консерватизм, который до поры до времени не проявлялся на публике. В 1911 году Манн написал новеллу «Смерть в Венеции» — о внезапной вспыхнувшей любви немолодого мюнхенского писателя Густава Ашенбаха, отправившегося на отдых в Венецию, к 14-летнему мальчику.
В годы Первой мировой войны Манн выступал в её поддержку, а также против пацифизма и общественных реформ, свидетельством чего стали его статьи, вошедшие впоследствии в сборник «Размышления аполитичного».
Эта позиция привела к разрыву с братом Генрихом, имевшим противоположные (леводемократические и антивоенные) взгляды.
Примирение между братьями наступило лишь после убийства националистами в 1922 году министра иностранных дел Веймарской республики Вальтера Ратенау: Томас Манн пересмотрел свои взгляды и публично заявил о своей приверженности демократии.
Он вступил в Немецкую демократическую партию — партию либерально-демократического толка; однако в мае 1923 года, когда на премьере пьесы Б.
Брехта «В чаще городов» национал-социалисты, усмотревшие в ней «еврейский дух», спровоцировали скандал, разбросав в зале гранаты со слезоточивым газом, Томас Манн, в то время корреспондент нью-йоркского агентства «Дайел», отнёсся к этой акции сочувственно. «Мюнхенский народный консерватизм, — писал он в третьем из своих „Писем из Германии“, — оказался начеку. Он не терпит большевистского искусства».
В 1924 году вышло в свет новое крупное и успешное произведение Томаса Манна — «Волшебная гора». Это также одно из наиболее сложных произведений немецкой литературы XX в. По сюжету романа главный герой, Ганс Касторп, приезжает на высокогорный курорт для больных туберкулезом, навестить своего кузена.
Выясняется, что и он тоже больной. И мир на горе завораживает его своей интеллектуальной жизнью, где царит собственная философия. Таким образом, его пребывание на курорте затягивается на несколько лет.
Касторп развивает свою философскую мысль, откидывая фрейдизм, упадок и смерть, сам при этом становясь центром духовности.
В 1929 году Манну была присуждена Нобелевская премия по литературе за роман «Будденброки».
В 1930 году Томас Манн, всё более проникавшийся сочувствием к левым идеям, произнёс речь в Берлине, озаглавленную «Призыв к разуму», в которой призвал к созданию общего антифашистского фронта социалистов и либералов для борьбы с общим врагом и прославлял сопротивление рабочего класса нацизму.
Томас Манн в 1932 г.
Эмиграция
В 1933 году писатель вместе с семьей эмигрирует из нацистской Германии и поселяется в Цюрихе. В том же году выходит первый том его романа-тетралогии «Иосиф и его братья», где Манн по-своему интерпретирует историю библейского Иосифа.
Работа состоит из нескольких отдельных романов «История Иакова», «Юность Иосифа», «Иосиф в Египте» и «Иосиф-кормилец». Для работы над романом автор специально ездил собирать материалы в Палестину и Египет. Главным замыслом автора было именно изобразить мир древности.
Кроме того, в романе можно проследить эволюцию сознания от коллективного к индивидуальному.
Альберт Эйнштейн с Томасом Манном в Принстоне, 1938 год.
В 1936 году после безуспешных попыток уговорить писателя вернуться в Германию, нацистские власти лишают Манна и его семью немецкого гражданства, и он становится гражданином Чехословакии, а в 1938 году уезжает в США, где зарабатывает на жизнь преподаванием в Принстонском университете.
В 1939 году выходит роман «Лотта в Веймаре», описывающий взаимоотношения постаревшего Гёте и его юношеской любви Шарлотты Кестнер, ставшей прототипом героини «Страданий юного Вертера», снова встретившейся с поэтом спустя много лет.
В 1942 году он переезжает в город Пасифик-Палисейдз и ведёт антифашистские передачи для немецких радиослушателей. В 1945 году в своём докладе «Германия и немцы» (англ. Germany and the Germans) в Библиотеке Конгресса Томас Манн сказал:
В 1947 году появляется на свет его роман «Доктор Фаустус», главный герой которого во многом повторяет путь Фауста, несмотря на то, что действие романа происходит в XX веке. Адриан Леверкюн, гениальный, но психически нездоровый композитор, является образом пороков западной буржуазной интеллигенции.
Возвращение в Европу
Могила Томаса и Кати Манн в Кильхберг (Цюрих) (Швейцария)
После Второй мировой войны ситуация в США принимает всё менее благоприятный для Манна характер: писателя начинают обвинять в пособничестве СССР.
В июне 1952 года семья Томаса Манна возвращается в Швейцарию. Несмотря на нежелание переселяться в расколотую страну насовсем, Манн тем не менее охотно бывает в Германии (в 1949 году в рамках празднования юбилея Гёте ему удаётся побывать и в ФРГ, и в ГДР).
В последние годы жизни он активно публикуется — в 1951-м появляется роман «Избранник», в 1954-м — последняя его новелла «Чёрный лебедь». И тогда же Манн продолжает работать над начатым ещё до Первой мировой романом «Признания авантюриста Феликса Круля» (рус.)нем.
(опубликован незаконченым), — о современном Дориане Грее, который, обладая талантом, умом и красотой, предпочёл тем не менее стать мошенником и с помощью своих афер начал стремительно подниматься по общественной лестнице, теряя человеческий облик и превращаясь в чудовище.
Томас Манн умер 12 августа 1955 года в больнице кантона Цюрих от расслоения брюшной аорты в результате атеросклероза.
Писательский стиль
Манн — мастер интеллектуальной прозы. Своими учителями он называл русских писателей-романистов Льва Толстого и Достоевского; подробный, детализованный, неспешный стиль письма писатель действительно унаследовал от литературы XIX века. Однако темы его романов несомненно привязаны к веку XX. Они смелы, ведут к глубоким философским обобщениям и одновременно экспрессионистически накалены.
Ведущими проблемами романов Томаса Манна являются ощущение рокового приближения смерти (повесть «Смерть в Венеции», роман «Волшебная гора»), близость инфернального, потустороннего мира (романы «Волшебная гора», «Доктор Фаустус»), предчувствие краха старого миропорядка, краха, ведущего к ломке человеческих судеб и представлений о мире, нередко в чертах главных героев прослеживается лёгкий гомоэротизм (по мнению И. С. Кона, см. кн. «Лунный свет на заре. Лики и маски…»). Все эти темы нередко переплетены у Манна с темой роковой любви. Возможно, это связано с увлечением писателя психоанализом (пара Эрос — Танатос).
Произведения
- Сборник рассказов / Der kleine Herr Friedemann, (1898) [1]
- «Будденброки» / «Buddenbrooks — Verfall einer Familie», (роман, (1901) [2]
- «Тонио Крегер» / «Tonio Kröger», новелла, (1903)
- «Тристан», перевод Апта, (1902)
- «Тристан» / «Tristan», новелла, (1903) [3]
- «Королевское высочество» / «Königliche Hoheit», (1909)
- «Смерть в Венеции» / «Der Tod in Venedig», рассказ, (1912) [4], [5]
- «Размышления аполитичного» / «Betrachtungen eines Unpolitischen», (1918) [6]
- «Волшебная гора» / «Der Zauberberg», роман, (1924) [7], [8]
- “Двое” (Голодающие) / “Die Hungernden”, рассказы (1927)
- «Культура и социализм» / «Kultur und Sozialismus», (1929)
- «Марио и волшебник» / «Mario und der Zauberer», рассказ, (1930) [9]
- «Страдания и величие Рихарда Вагнера» / «Leiden und Größe Richard Wagners», эссе, (1933)
- «Иосиф и его братья» / «Joseph und seine Brüder», роман-тетралогия, (1933—1943)
- «Былое Иакова» / «Die Geschichten Jaakobs», (1933) [10]
- «Юный Иосиф» / «Der junge Joseph», (1934) [11]
- «Иосиф в Египте» / «Joseph in Ägypten», (1936) [12]
- «Иосиф-кормилец» / «Joseph der Ernährer», (1943) [13]
- «Проблема свободы» / «Das Problem der Freiheit», эссе, (1937) [14]
- «Лотта в Веймаре» / «Lotte in Weimar», роман, (1939) [15]
- «Обмененные головы. Индийская легенда» / «Die vertauschten Köpfe — Eine indische Legende», (1940) [16]
- «Доктор Фаустус» / «Doktor Faustus», роман, (1947) [17], [18]
- «Избранник» / «Der Erwählte», роман, (1951) [19]
- «Чёрный лебедь» / «Die Betrogene: Erzählung», (1954)
- «Признания авантюриста Феликса Круля» / «Bekenntnisse des Hochstaplers Felix Krull», роман, (1922/1954)
Списки работ
- Hans Bürgin: Das Werk Thomas Manns. Eine Bibliographie. unter Mitarbeit von Walter A. Reichert und Erich Neumann. S. Fischer Verlag, Frankfurt a. M. 1959. (Fischer Verlag, Frankfurt a. M. 1980,X
- Georg Potempa: Thomas Mann-Bibliographie. Mitarbeit Gert Heine, Cicero Presse, Morsum/Sylt 1992,
- Hans-Peter Haack (Hrsg.): Erstausgaben Thomas Manns. Ein bibliographischer Atlas. Mitarbeit Sebastian Kiwitt. Antiquariat Dr. Haack, Leipzig 2011,
Переводчики на русский язык
- Апт, Соломон Константинович
- Ман, Наталия
- Бабанов, Игорь Евгеньевич
Экранизации
- «Смерть в Венеции» — фильм Лукино Висконти, снятый в 1971 году.
- «Доктор Фаустус» (Doktor Faustus), 1982, производство: Германия (ФРГ), режиссёр: Франц Зайц.
- «Волшебная гора» (Der Zauberberg), 1982, страны: Австрия, Франция, Италия, Германия (ФРГ), режиссёр: Ханс В. Гайссендёрфер.
- «Будденброки» — фильм Генри Брелора, снятый в 2008 году.
Источник: http://worldofaphorism.ru/kratkie-biografii/tomas-mann
Манн, Томас
(1875-1955) немецкий писатель
Томас Манн родился в старинном немецком городе Любеке, где его семья занимала весьма видное положение. Отец был владельцем крупной хлеботорговой фирмы и потомственным членом городского совета. Мать Томаса, Юлия да Сильва Брунс, была родом из Бразилии. Она родилась от брака немца-плантатора и креолки с португальскими корнями.
Спустя много лет Манн писал, что от отца он унаследовал педантичность и суровость, а от матери — веселый нрав и неутолимый интерес ко всему прекрасному.
В семье было пятеро детей — три сына и две дочери. Зимой семья жила в родовой усадьбе в городе, а на летние месяцы переезжала в небольшой городок Травемюнде, находившийся на берегу Балтийского моря. Позже Томас Манн опишет первые годы своей жизни на страницах романа «Будденброки».
Он научился читать в пятилетнем возрасте, одновременно со своим старшим братом Генрихом. До гимназии он также много занимался музыкой. Мать Томаса Манна даже думала, что нужно пригласить профессионального педагога.
В семилетнем возрасте Томаса Манна отдали в известную в городе прогимназию доктора Гусениуса, а затем в одну из лучших в Германии гимназию «Катариниум». Мальчик учился хорошо, но учеба его практически не интересовала. Уже в четвертом классе гимназии Томас начал писать стихи, а чуть позже вместе с братом Генрихом стал выпускать рукописный журнал.
Вскоре обстоятельства сложились так, что положение семьи внезапно пошатнулось и со многими планами пришлось расстаться.
Отец рассчитывал, что после окончания гимназии сыновья продолжат его торговое дело.
Однако в 1891 году он внезапно умер, и, воспользовавшись этим, конкуренты за несколько месяцев довели его фирму до банкротства.
Чтобы дети смогли получить образование, мать продала дом в Любеке и переехала к своим родителям в Мюнхен. Правда, Томасу Манну пришлось на несколько месяцев задержаться в городе, чтобы закончить гимназию.
Получив аттестат, он приезжает к матери в Мюнхен и по протекции своего дяди начинает работать сотрудником в страховом обществе. Одновременно Томас Манн поступает в Мюнхенский политехнический институт, а через некоторое время становится и студентом университета. Но технические науки его вовсе не привлекают, все интересы Манна сосредоточены на литературе и искусстве.
ТомасМанн слушает лекции по древней немецкой литературе, много читает, пытается сочинять. Спустя некоторое время он начинает сотрудничать в журнале «Симплициссимус». Так Манн впервые попадает в литературную среду, знакомится сведущими немецкими писателями Ш. Ведекиндом и Г. Май-ринком.
Время от времени в журнале появляются новеллы Манна, в 1898 году он выпускает свой первый сборник — «Маленький господин Шридеман», который получает благожелательные отзывы в критике. Тогда же Томас Манн впервые задумывается о профессиональной карьере литератора.
В своих новеллах молодой литератор пытается разобраться в тех вопросах, которые его волнуют, и понять, что волнует его современников.
Уже в первой новелле «Тонио Крегер» Томас Манн показывает героя, похожего на шекспировского Гамлета.
Тонио приходит к выводу, что из-за своей утонченности он не способен к действию, только любовь может спасти его от нравственного паралича, вызванного сверхактивной умственной работой.
Окончательный выбор своего жизненного пути Томас Манн делает во время путешествия с братом по Италии. Тогда он начинает работу над романом о семействе Будденброков. Первоначально Томас собирался писать очередную новеллу об истории Ганно Будденброка. Но постепенно замысел расширялся, и вскоре писатель понял, что должен писать большой роман.
Манн поверил в свои силы после того, как прочитал несколько глав романа родным и знакомым. Увидев, что их заинтересовало содержание произведения, он продолжает с энтузиазмом работать над рукописью. В 1901 году Томас Манн выпускает свой первый роман. После публикации его имя становится известным не только в Германии, но и за ее пределами.
Он настолько живо описал быт и нравы добропорядочной немецкой семьи, что критики поставили начинающего писателя в один ряд с классиками немецкой литературы.
Известность помогла ему наладить и свою личную жизнь. Уже многие годы он был страстно влюблен в дочь своих мюнхенских знакомых Катю Принсхейм.
Однако ее отец, известный немецкий математик, и слышать не хотел об их союзе. Ведь у Томаса Манна тогда не было ни имени, ни состояния, да вдобавок по городу ходили слухи о его гомосексуальных увлечениях.
Только после выхода «Будденброков» Принсхейм дал свое согласие на брак.
Манн прожил со своей женой более пятидесяти лет. В этом браке родилось шестеро детей — три сына и три дочери. Старший сын Клаус унаследовал профессию отца и стал писателем. Наиболее известное из его произведений — роман «Мефистофель».
Со временем Томас Манн вместе с семьей перебирается в пригородный поселок Бад-Тельц, где мог спокойно работать. Там, в сельском уединении, он прожил около десяти лет и вернулся в Мюнхен только с началом Первой мировой войны.
Однако при первой же возможности писатель снова покинул город и перебрался в купленный им дом в местечке Богенгаузен на берегу горного озера Изар.
Именно там были написаны основные произведения Томаса Манна — роман «Волшебная гора» (1924), несколько десятков новелл, первая часть тетралогии «Иосиф и его братья».
В романе «Волшебная гора» писатель рассказал о юноше Гансе Касторпе. Он страдал тяжелой болезнью легких и поехал на лечение в высокогорный санаторий, затерявшийся в горах Швейцарии.
Там Касторп оказался в среде интеллектуалов, писателей, художников и банкиров, волею обстоятельств оторванных от активной жизни.
Юноша с трудом осознавал, что интенсивная внутренняя жизнь может быть не менее интересной, чем та, которая кипит за пределами санатория.
В этом произведении Манн попытался показать, что даже во время тяжелых испытаний должно существовать место для интеллектуального труда. Нельзя насильственно вторгаться в культуру, иначе нарушается ход развития естественной мысли человечества.
Успех романа был поистине колоссальным. В течение четырех лет после первой публикации только в Германии вышло сто изданий. Кроме того, он был переведен практически на все европейские языки. Волновавшие Томаса Манна проблемы оказались близки художникам разных стран. В частности, под явным влиянием немецкого мастера написал свой роман «Санаторий «Арктур»» Константин Федин.
Особенно памятным в жизни Томаса Манна был 1929 год, когда решением Нобелевского комитета писатель получил премию по литературе. Формально она была присуждена ему за роман «Будденброки», но Манн считал, что этой наградой отмечено все, что он написал к тому времени.
После этого писатель с головой погрузился в работу над тетралогией «Иосиф и его братья». Его замысел Манну подсказал брат во время их путешествия по Италии. Наткнувшись в одной из гостиниц на Библию, Генрих Манн предложил младшему брату написать роман на библейский сюжет.
Но Томас осуществил этот замысел лишь много лет спустя, когда уже был сложившимся писателем со своим творческим почерком. Работа над романом потребовала от него огромной подготовки. Писателю пришлось собрать обширную библиотеку по мифологии, библеистике, еврейской литературе.
Когда шла работа над первой книгой романа об Иосифе, над Германией сгустились сумерки фашизма. Томас Манн одним из первых понял его опасность и написал об этом в повести «Марио и Волшебник».
В августе 1929 года писатель вместе с семьей отдыхал в литовском местечке Нида. Там он приобрел участок земли и построил небольшой дом. В этом доме и была написана повесть, в которой Манн во многом предвосхитил грядущую трагедию.
Сейчас в доме находится музей писателя.
После выхода первого романа «Иосиф и его братья» Манн понял, что должен продолжить работу. В 1930 году он совершил путешествие по странам Ближнего Востока, проникаясь духом и атмосферой библейских времен.
С 1933 года Томас Манн напряженно работает над тетралогией, за десять лет он выпускает четыре романа: «Былое Иакова» (1933), «Юный Иосиф» (1934), «Иосиф в Египте» (1936), «Иосиф-кормилец» (1943).
Однако библейские материалы являются лишь фоном романа, да и миф об Иосифе стал для автора только поводом для того, чтобы рассказать о волновавших его проблемах современности.
Томас Манн поставил своей целью показать, что гуманистические ценности должны стоять выше любых общественных взаимоотношений. Поставленная им проблема была особенно актуальна в то время, потому что фашизм в Германии усиливался.
Манн решительно выступал против фашистской идеологии, и как только нацисты пришли к власти, писатель вместе с семьей покинул родину и переселился в Швейцарию. Там он выпускает роман «Лотта в Веймаре» (1939), в котором устами своего героя заявляет о том, что не желает иметь ничего общего с «немецкими чертями» и насаждаемой ими «духовной сивухой».
Когда же немецкая печать стала публиковать тетралогию Манна об Иосифе, писателя лишили немецкого гражданства, а также всех научных степеней, присужденных немецкими университетами.
В ответ Томас Манн опубликовал статью «Переписка с Бонном».
Он заявил, что фашизм является разрушителем культуры, и призвал всех немецких писателей выступить против «грязной фальсификации немецкого духа, которой занимается господин Гитлер».
В поисках убежища для спокойной работы Манн принимает предложение Принстонского университета и в 1938 году переезжает с семьей в США. Он поселяется в Калифорнии и делит свое время между литературной работой и чтением лекций в американских университетах.
Знаменитый немецкий писатель напряженно размышляет о причинах трагедии, которая постигла Германию. Томас Манн пишет несколько статей, в которых старается показать, что истинные ценности немецкой культуры не имеют ничего общего с фашизмом.
В 1943 году Томас Манн завершает последний роман тетралогии и начинает работу над новой книгой — романом «Доктор Фаустус». Собирая материал для книги, он много работает в библиотеках и сетует на то, что лишен возможности использовать немецкие архивы.
Сюжет о докторе Фаустусе заинтересовал Манна потому, что позволял рассказать о неизбежном разрушении творческой личности, слепо подчиняющейся чужим прихотям.
Чтобы более четко высказать свою позицию, Манн вводит в роман авторского персонажа, профессора Цейтблома, который комментирует все происходящее с точки зрения человека XX века.
Работа над романом продолжалась три года и восемь месяцев. Только в начале 1947 года роман вышел из печати.
Хотя война давно закончилась, Манн не торопился возвращаться на родину. Он тяжело переживал раздел немецкого государства, справедливо считая, что коммунистический режим принесет Германии почти столько же вреда, сколько и фашистский.
На родину писатель приезжает только в 1949 году, после образования ФРГ. Он выступает на юбилее И. В. Гете, но еще не решается перебраться сюда на постоянное жительство.
Лишь через год, когда в жизни Томас Манна происходят тяжелые утраты: кончает жизнь самоубийством его сын Клаус, через несколько месяцев умирает младший брат Виктор, жизнь в Америке начинает тяготить Манна.
Он возвращается в Европу, но уже в Швейцарии его настигает новое страшное известие о смерти старшего брата Генриха.
Вместе с женой Манн поселяется в Цюрихе. Теперь он начинает подводить итоги своих земных дел. В романе «Избранник» (1951), написанном на сюжет средневековой легенды «о добром грешнике», писатель как бы произносит своеобразную эпитафию по своему безвременно ушедшему из жизни сыну.
В это же время Томас Манн дописывает начатый еще в 1910 году роман «Признания авантюриста Феликса Круля», в котором вновь возвращается ко времени зарождения фашизма.
Он пишет воспоминания, много занимается общественной деятельностью: читает лекции, участвует в юбилее Ф. Шиллера. Но силы Томаса Манна постепенно тают, и в августе 1955 года он умирает во сне.
Источник: http://biografiivsem.ru/mann-tomas
Краткая биография Генриха Манна
>> Все биографии >> Писатели из Германии
Манн Генрих (1871-1956 гг.)
Немецкий писатель и общественный деятель.
Брат Томаса Манна: Родился в старинной бюргерской семье, учился в Берлинском университете. При Веймарской республике был членом (с 1926 г.), затем председателем отделения литературы прусской Академии искусств.
В 1933—1940 гг. в эмиграции во Франции. С1936 г. председатель Комитета германского Народного фронта, созданного в Париже. С1940 г жил в США (Лос-Анджелес).
В романе «Земля обетованная» (1900 г.) собирательный образ буржуазного мира дан в тонах сатирического гротеска. Индивидуалистические, декадентские увлечения Манна сказались в трилогии «Богини» (1903 г.). В последующих романах Манна реалистическое начало укрепляется.
Роман «Учитель Гнус» (1905 г.) —обличение прусской муштры, пронизавшей систему воспитания молодежи и весь правопорядок вильгелъмовской Германии, Роман «Маленький город» (1909 г.) в духе веселой иронии и трагикомической буффонады изображает демократическую общественность итальянского городка.
С начала 10-х гг. XX в. развертывается публицистическая и литературно-критическая деятельность Манна.
За месяц до начала Первой мировой войны Манн закончил одно из самых значительных своих произведений —роман «Верноподданный».
В нем дано глубоко реалистическое и одновременно символически-гротескное изображение нравов кайзеровской империи. Герой Дидерих Геслинг — буржуазный делец, оголтелый шовинист — многими чертами предвосхищает тип гитлеровца.
«Верноподданным» открывается трилогия «Империя», продолженная в романах «Бедные» (1917 г.) и «Голова» (1925г.), в которой подводится итог целому историческому периоду в жизни различных слоев немецкого общества накануне войны.
Эти и другие романы Манна отмечены резкой критикой хищнической сущности капитализма. В этом же русле развивается его публицистика.
Созданная в 30-е годы дилогия о Генрихе IV —«Юность Генриха IV» (1935 г) и «Зрелость Генриха IV» (1938 г.) — вершина позднего художественного творчества Манна. Исторический фон дилогии —французское Возрождение; король Генрих IV, «гуманист на коне, с мечом в руке», раскрывается как носитель исторического прогресса. В романе много прямых параллелей с современностью.
Итог публицистики Манна — книга «Обзор века» (1946 г.), сочетающая в себе жанры мемуарной литературы, политической хроники, автобиографии. В книге, дающей критическую оценку эпохи, доминирует мысль о решающем воздействии СССР на мировые события.
В послевоенные годы Манн поддерживал тесные связи с ГДР, был избран первым президентом Германской академии искусств, находящейся в Берлине.
Переезду Манна в ГДР помешала его смерть.
Источник: http://citaty.su/kratkaya-biografiya-genrixa-manna
Биография и творчество Томаса Манна
Томас Манн прожил полных 80 лет и более 60 из них отдал писательству — судьба сложилась так, что ему не приходилось тратить силы и время на что-то, кроме литературы, если не считать годичной работы в страховом обществе и нескольких месяцев военной службы. С учетом этого можно бы сказать, что создал он не так уж много: 8 романов и некоторое количество новелл. Но, не принадлежа к наиболее крупным по объему, творчество Томаса Манна является одним из самых значительных в культуре нового времени.
Сам Манн рассматривал каждый из своих романов как фрагменты обширного целого. Они не связаны единством героев, времени и места действия, но совокупно дают картину развития эстетической и философской мысли первой половины XX века. Это же позволяет считать всю прозу Т. Манна автобиографической, видя в ней историю его духовных исканий.
Первым из его крупных произведений явился роман «Будденброки», повествующий о четырех поколениях зажиточной семьи, постепенно приходящей к упадку. Автор положил в основу книги историю рода, из которого вышел сам, оживив ее даром своего воображения и четким пониманием общественной сути происходящих на страницах романа событий.
Поразительно, что этот семейный эпос, но значительности стоящий в одном ряду с «Сагой о Форсайтах» или «Семьей Тибо», написан не опытным мастером, какими были к началу работы над своими хрониками Голсуорси и Мартен дю Гар, а молодым человеком, едва перешагнувшим порог 20-летия, не имеющим жизненного опыта и опубликовавшим до этого лишь несколько новелл.
Объяснение лежит в необычайной талантливости Т. Манна. И у него было что сказать людям.
Семья Маннов жила в городе-государстве Любеке на Балтийском море, когда-то бывшем столицей Ганзы —торгового и политического союза северонемецких городов и еще сохранявшем статус вольного города (до 1937 года). Отец Томаса был владельцем хлеботорговой фирмы и нидерландским консулом, а впоследствии сенатором, одним из тех, кого называют отцами города.
От собратьев по сословию он выгодно отличался утонченным вкусом, манерой одеваться, жизненными привычками. Его красавица-жена дала дому все, что требовалось для его бюргерского возвеличивания, и вместе с тем сумела создать в нем атмосферу изысканной культуры и любви к искусству. Именно мать руководила первыми встречами детей с литературой и музыкой.
Вслед за Генрихом второй сын Томас уже в юности выбрал делом жизни творчество. Какого-либо серьезного формального образования он не получил. С трудом закончил школу. Когда после неожиданной смерти отца (от заражения крови) семья переехала в Мюнхен, он год-полтора посещал университет. Но благодаря титанической самостоятельной работе он сумел стать блестяще образованным человеком.
Первая книга Томаса — томик новелл — вышла мизерным тиражом, но следующее его произведение — роман «Будденброки» — знаменитый издатель С. Фишер, после колебаний, приведших Томаса к острому душевному кризису, выпустил небывалым для тех времен тиражом 20 тысяч экземпляров. Роман оправдал надежды издателя и принес 25-летнему автору славу.
Очередная книга — роман “Королевское высочество” — разрабатывала тему ценности человеческой личности, кризиса индивидуализма. Это был рассказ о перевоспитании молодого человека, которому происхождение и «высокое назначение» предопределили формальное, представительное существование.
С 1913 года в течение 10 лет Т. Манн работает над большим романом “Волшебная гора”. После «Будденброков», которых можно назвать «книгой распада», это произведение было задумано как «книга преодоления», исполненная, по словам автора, «предчувствия новой гуманности».
Действие происходит в высокогорном туберкулезном санатории. Сгустившаяся в нем атмосфера болезни, тлена и умирания как бы символизирует упадок культуры.
Лишь нравственное начало, противостоящее духу смерти и разложения, спасает героя романа от колдовских чар волшебной горы, и он, обогащенный опытом и знанием, идет навстречу неведомым испытаниям жизни.
«Волшебной горой» Манн утвердил себя как писатель-интеллектуал, как художник, которого в первую очередь влечет мир разума, сфера идей. Повторяя слова эпиграфа, «философствование выступает как основа художественного построения».
В этом проявилась верность традициям немецкоязычной литературы и особенно Гёте, к личности и творчеству которого Манн проявлял глубокий интерес, что, в частности, выразилось в романе «Лотта в Веймаре», вышедшем в год начала второй мировой войны и повествующем о том, как героиня автобиографического романа молодого Гете «Страдания юного Вертера» Шарлотта Кестнер на склоне лет посетила бывшего поклонника.
Манн всегда придерживался реалистической позиции и кроме Гёте среди тех, у кого он учился, можно назвать русских классиков.
Вместе с тем его реализм не был тем скомпрометировавшим себя «серым реализмом», который так ненавидели неоромантики,— проза Манна сложна, неоднозначна и поэтична.
Любимым философом Томаса в молодости был иррациональный Шопенгауер, впоследствии его внимание какое-то время привлекал Ницше. Многое брал он от эстетической программы немецкого композитора Рихарда Вагнера, стремившегося к слиянию различных искусств.
После «Волшебной горы» Т. Манн начал работать над грандиозным романом «Иосиф и его братья», который следовало бы назвать его главной книгой, если бы за ней не последовал «Доктор Фаустус» — квинтэссенция философских исканий XX века.
Приход Гитлера к власти писатель воспринял открыто враждебно и был вынужден жить в изгнании, сначала в Швейцарии, а с 1938 года в США. В это тяжкое время имя Томаса Манна стало символом традиций немецкой культуры, гордостью антифашистской эмиграции.
В Европу он возвратился в 1952 году.
«Самое лучшее — любовь художника к человеку»,— говорил Томас Манн. И эта его позиция сильнее всего проявилась в тетралогии «Иосиф и его братья», которую Арсений Тарковский называл «лучшим прозаическим произведением века». Работа над этим произведением заняла много лет. Сюжет его заимствован из библейской легенды.
Иосиф Прекрасный, младший из 12 сыновей Иакова, был любимцем и гордостью отца. Братьев это обижало, и они продали Иосифа в рабство в Египет, где он, после сложных передряг, становится правой рукой фараона. К этому времени род Иакова терпит бедствие из-за засухи, и братья Иосифа приезжают из Палестины в Египет за хлебом.
Зов крови и доброта берут в Иосифе верх, и он спасает семью.
Под пером Т. Манна эта простая история стала напряженным раздумьем о становлении человеческой личности, о месте человека в мире, в бесконечной цепи бытия, высветила извечное устремление человека к гуманности. Полифоническая вязь «Иосифа», его многоголосие сливаются в сияющий гимн, славословящий единственного и главного героя тетралогии — человека.
Законченный в разгар войны «Иосиф» стал ответом писателя на вызов нацизма. И сразу же Манн начал работать над «Доктором Фаустусом», который тоже явился реакцией на актуальные вопросы современности, но уже на материале сегодняшнего дня. «Доктора Фаустуса» критики считают самым строгим произведением Манна, как по композиции, так и по отточенности мысли.
В нем рассказывается история композитора Адриана Леверкюна, в основу которой положены факты из биографий Ницше, Чайковского и самого Т. Манна. Но незамысловатый сюжет и здесь играет вспомогательную роль. Роман буквально пронизан стремлением к философскому осмыслению жизни.
Речь в нем идет о подведении итогов эпохи, о драме художника, отваживающегося на союз с дьяволом, о современной трагедии немецкого народа.
Умер Томас Манн во сне от тромбоза. Похоронен в Швейцарии, где жил последние годы.
Источник: http://classlit.ru/publ/zarubezhnaja_literatura/mann_t/biografija_i_tvorchestvo_tomasa_manna/46-1-0-95