Краткая биография Роджер Бэкон самое главное
Монах , философ, учёный и естествоиспытатель Роджер Бэкон родился в Англии в 13 в., в графстве Сомерсет. Датой его рождения условно считается 1214г.
Сведения о его жизни довольно скупы. Известно, что он происходил из обеспеченной семьи, которая впоследствии разорилась. Он получил блестящее образование в двух средневековых университетских центрах – в Оксворде и в Париже. Известность Р.
Бэкон приобрёл уже во время своей работы в Парижском университете. В это время читал лекции о философии Аристотеля, занимался философскими изысканиями, активно спорил со схоластами, критиковал идеи авторитетных религиозных мыслителей, таких как А. Великий и Ф. Аквинский. Также Р.
Бэкон получил степень доктора наук. Кроме того он прекрасно разбирался в точных науках, занимался исследованиями в области физики и оптики, ставил алхимические эксперименты, предсказывал появление различных аппаратов и механизмов. Одним из первых Р.
Бэкон начал активно призывать к внедрению в науку практических методов исследования.
В 1240 г. Р. Бэкон вернулся в Оксфорд. Там он вступил в орден монахов-францисканцев и жил в монастыре. Однако примерно в 1257 г. у учёного случился конфликт с руководством ордена. Глава францисканцев – Бонавентура, запретил лекции Р. Бэкона и выслал его в парижский монастырь. За это время он написал три важных трактата: «Большой труд», «Меньший труд», «Третий труд». Эти работы Р.
Бэкон считал подготовительными для задуманной им научной энциклопедии. По возвращении в Оксфорд учёный продолжал занятия наукой, при этом конфликт с монахами-францисканцами продолжал усугубляться. После смерти покровителя – папы Климента IV, Р. Бэкона обвинили в ереси и посадили в тюрьму. Там учёный провел более десяти лет. На свободе он оказался лишь в 1292 г. и вскоре умер.
Биография Роджер Бэкон о главном
Роджер Бэкон – известен как английский естествоиспытатель и философ. Он был одним из первых людей, кто бросил вызов средневековой безграмотности.
Считается, что Роджер Бэкон родился в 1214 году в Английском графстве Сомерсет. Семья была обеспеченной. Родители не жалели средств на обучение Роджера в Оксфорде. По тем временам он тратил огромные деньги на книги, инструменты и на все то, что было необходимо для развития его научных работ.
Однако политическая борьба 1266 года привела семью Бэкона к разорению. Став банкротами, родители больше не могли помогать сыну деньгами. Роджеру пришлось искать другой путь к знаниям. Он решает пойти в монахи. Монашество в то время был единственный путь обучения для бедных.
За отличную учебу Роджера и еще нескольких монахов отправляют в Парижский университет. На лекциях студенты не редко спорят, кричат, чтобы доказать свою правоту. Иногда даже дерутся.
Наблюдая за поведением современников, Роджер задумывается о невежестве общества. Это подталкивает его изучать иностранные языки, постигать учения Аристотеля.
Роджер Бэкон тайно проводит свой первый эксперимент.
В это же время молодой Бэкон знакомиться с представителями Францисканского Ордена, которые проповедуют бедность и являются сторонниками образования. Вступает в их ряды.
Но его пытливый ум и свобода взглядов очень не нравятся Магистру Ордена. Он обвиняет Бэкона в использовании черной магии и отправляет в тюрьму, под надзор Ордена. Роджера ждут 10 лет жесткого поста и тяжелой работы.
Неожиданно получается так, что друг Бэкона становится Папой Климентом 4. Он берет одаренного парня под свое крыло и выделяет деньги на его обучение.
Уставший от десятилетнего бездействия, молодой человек, тут же приступает к созданию энциклопедии. Спустя короткое время из-под пера Роджера Бэкона выходят несколько книг: Большой труд, Меньший труд и Третий труд.
По ночам он проводит различные эксперименты. Открывает формулу пороха, объясняет строение телескопа, создает глазные линзы.
Но радость длилась не долго. Папа Климент 4 умирает. Роджер вновь остается без денег. Тут же его обвиняют во лжи и сажают в тюрьму. Все книги изымают.
Роджер Бэкон проводит в тюрьме долгих 14 лет. Умирает он в 74 года без всякой надежды на то, что его труды когда-то будут прочитаны потомками.
Интересные факты и даты из жизни
← Феофан Грек↑ БиографииКонюхова Татьяна →
Источник: https://uchim-klass.ru/biografiya/bekon-rodzher
Роджер Бэкон
Английский философ и естествоиспытатель Роджер Бэкон (около 1214-1292) родился в Илчестере (графство Сомерсет). Получил образование в Оксфордском и Парижском университетах (магистр искусств, 1241). До 1247 года преподавал в Парижском университете.
Во время своего пребывания в Париже Бэкон приобрёл известность благодаря своим спорам со схоластами; он также получил степень доктора философии и заслужил почётный титул «doctor mirabilis». В 1250 году Бэкон возвратился в Оксфорд, где преподавал в университете; вероятно, в это же время он вступил во францисканский орден.
Слава Бэкона быстро распространилась в Оксфорде, хотя она несколько омрачилась подозрениями в занятиях чёрной магией и в отступничестве от догматов истинной церкви. Около 1257 года генерал ордена Бонавентура запретил лекции Бэкона в Оксфорде, приказал ему оставить город и отдал его под надзор ордена во францисканский монастырь в Париже.
Только благодаря покровительству папы Климента IV, занявшего престол в 1265 году, Бэкон получил возможность опубликовать три больших трактата: «Большой труд» (Opus maius), «Меньший труд» (Opus minus) и «Третий труд» (Opus tertium).
В 1268 году Бэкон получил разрешение вернуться в Оксфорд, где продолжил свои занятия науками. В 1278 за сделанные им резкие нападки на невежество и порочность духовенства и монахов был обвинён в ереси и заключен в тюрьму; освобождён Роджер Бэкон был лишь в 1292 году.
Роджер Бэкон активно занимался алхимией, астрологией и оптикой; пытался внести в алхимию элементы науки. Подразделял алхимию на умозрительную (теоретическую), которая исследует состав и происхождение металлов и минералов, и практическую, занимающуюся вопросами добывания и очистки металлов, приготовления красок и т.п.
Считал, что алхимия может принести большую пользу медицине, предвосхитив в некоторой степени идеи Парацельса. Поскольку Роджер Бэкон был одним из первых, кто упоминал о порохе (в письме, написанном в 1247 году), долгое время считался его изобретателем.
В 1260 ученый указал, что горение тел в закрытых сосудах прекращается из-за отсутствия воздуха.
Не удовлетворённый понятием алхимиков о единой «первичной материи», лишённой качеств, Бэкон выдвинул идею о качественно различных элементах, комбинации которых образуют конкретные вещи. Бэкон отрицал атомистическое учение о неделимости атомов и пустоте.
Критикуя схоластов, видел основу всякого познания в опыте (последний может быть двух видов: внутренний – мистический «озарение» и внешний). Бэкон предугадал большое значение математики, без которой, по его мнению, не может существовать ни одна наука, и ряд открытий (телефона, самодвижущихся повозок, летательных аппаратов и др.).
Разработал проект утопической сословной республики, в которой источником власти явится народный плебисцит, требовал искоренения невежества и расширения светского образования.
Источник: http://smallbay.ru/private/alch_bacon.html
Биография Роджера Бэкона. Цитаты Роджера Бэкона
Знаменитый английский философ и естествоиспытатель Бэкон Роджер появился на свет примерно в 1214 году в Илчестере. Его родители были довольно обеспеченными людьми, благодаря чему Бэкон мог позволить себе тратить приличные суммы на предметы для научных исследований.
Однако, поддержав Генриха III, семья ученого разорилась и была вынуждена покинуть страну, поэтому не смогла более оказывать финансовую поддержку. Бэкон Роджер учился в университетах Оксфорда и Парижа. В последнем учебном заведении до 1247 г. работал преподавателем. Тогда же он стал доктором философии. Спустя 3 года переехал в Оксфорд, где также был преподавателем.
В это время стал членом ордена францисканцев. Довольно скоро он стал в Оксфорде очень известен, но его подозревали в увлечении черной магией и вероотступничестве. В результате в 1257 г. генерал ордена францисканцев запретил Бэкону преподавать. Более того, он был отдан под надзор ордена в один из монастырей. В 1256 г.
римским папой стал Климент IV, благодаря заступничеству которого ученый сумел опубликовать 3 своих работы. Это «Большой труд», «Меньший труд» и «Третий труд». Вскоре ученому было разрешено возвратиться в Оксфорд, там он продолжил заниматься научными изысканиями. Однако, в 1278 году он выступил с обвинениями духовенства, упрекая его в невежестве и порочности.
За это был объявлен еретиком и брошен в тюрьму. Неизвестно, сколько времени он провел в темнице. Есть сведения о том, что в 1292 г. он был свободен и писал свое очередное сочинение, которое так и осталось незавершенным. Скончался ученый в 1292 или 1294 году.
Основные труды Бэкона Роджера посвящены философии. Он считал, что самая точная из наук — математика, позволяющая проверить сведения, добытые остальными науками. Помимо того, он считал, что опыт бывает трех видов. Первый приобретается на жизненном пути, второй — через чувства, третий является результатом внутреннего озарения.
Ученый уделял много времени алхимии, астрологии и оптики. Он стремился сделать алхимию более научной и делил ее на теоретическую и практическую. Первая занималась исследованием состава металлов и минералов, вторая — их добыванием, очисткой и т.д. Уверял, что алхимия может быть очень полезна медицине.
Был одним из первых людей, писавших о порохе, поэтому довольно долго Бэкон Роджер считался его изобретателем.
- 0 0 Бессмертие животных в потомстве, человека же — в славе, заслугах и деяниях.
- 0 0 Благоденствие лучше всего обнаруживает пороки человека, бедствия же выявляют его добродетели.
- 0 0 В природе человека есть тайная склонность и стремление любить других.
- 0 0 Время есть величайший из новаторов.
- 0 0 Все в мире повторяется.
- 0 0 Все добродетели освобождают нас от господства пороков, одна только храбрость освобождает от господства судьбы.
- 0 0 Всякая нагота оскорбительна, даже нагота души.
- 0 0 Всякая насильственная мера чревата новым злом.
- 0 0 Для полного совершенства надо, чтобы подготовка была труднее самого дела.
- 0 0 Жалок тот, кто ничего не желает и всего опасается; а ведь именно таков обычный удел монархов.
- 0 0 Иной раз дурная привычка приобретается и закрепляется одновременно с хорошей.
- 0 0 Искусство открытия растет и развивается с самими открытиями.
- 0 0 Как говорится обыкновенно: клевещи, клевещи смело, от клеветы всегда что-нибудь останется. Так можно сказать и о хвастовстве: верь мне, хвастайся смело, от хвастовства всегда что-нибудь останется.
- 0 0 Когда имеешь дело с постоянно хитрящими людьми, надо всегда не упускать из виду их целей. С такими лучше говорить мало и говорить такое, чего они менее всего ожидают.
- 0 0 Кто не хочет уменьшения своего состояния, должен тратить не больше половины своего дохода; а кто желает приумножить его — не более трети.
- 0 0 Кто проявляет жалость к врагу, безжалостен к самому себе.
- 0 0 Лучше вовсе не иметь понятия о Боге, чем иметь о нем понятие, недостойное его.
- 0 0 Люди думают сообразно природным наклонностям, говорят сообразно познаниям и внушенным мнениям, но поступают сообразно привычке.
- 0 0 Люди хитроумные презирают ученость, простодушные дивятся ей, мудрые ею пользуются.
- 0 0 Милосердие не бывает чрезмерным.
- 0 0 Многие, думая, что они смогут все купить за свои богатства, сами прежде всего продают себя.
- 0 0 Муравей сам по себе существо мудрое, но в саду или огороде он вреден. Точно так же люди, чрезмерно самолюбивые, вредят обществу. Избери разумную середину между себялюбием и общественным долгом.
- 0 0 Наиболее частой внешней причиной счастья одного человека является глупость другого, ибо нет другого такого способа внезапно преуспеть, как воспользовавшись ошибками других людей.
- 0 0 Наслаждаться счастьем — величайшее благо, обладать возможностью давать его другим — еще большее.
- 0 0 Нельзя отрицать того, что внешние обстоятельства способствуют счастью человека. Но главным образом судьба человека находится в его собственных руках.
- 0 0 Несомненно, что самые лучшие начинания, принесшие наибольшую пользу обществу, исходили от неженатых и бездетных людей.
- 0 0 Нет большей мудрости, чем своевременность. Пренебрегая опасностью, ты не уменьшаешь ее; гораздо чаще нас застигают врасплох, чем одолевают в открытом бою. Иную опасность лучше встретить на полдороге, хотя бы она и не приближалась, чем слишком долго ее поджидать, ибо от долгого бодрствования наверняка задремлешь.
- 0 0 Нет в душе человека такой ,даже самой слабой, страсти, которая не побеждала бы страха смерти. Месть торжествует над смертью; любовь ее презирает; честь призывает ее; горе ищет в ней прибежища; страх ее предвосхищает.
- 0 0 Нет ничего более умного, чем заставить колеса собственного ума вращаться вместе с колесом Фортуны.
- 0 0 Ничто не страшно, кроме самого страха.
- 0 0 Обычная уловка: создатели любой науки обращают бессилие своей науки в клевету против природы.
- 0 0 Очень опасно затронуть нечистую совесть людей: до тех пор, пока они считают, что их поступки никому не известны, они легко меняются в лучшую сторону, но если они поймут, что их уличили, то начинают выбивать клин клином, поступая еще хуже.
- 0 0 Подозрений у человека тем больше, чем меньше он знает.
- 0 0 Поистине, если «чудом» мы называем власть над природой, то оно, чудо, всего более являет себя в бедствиях.
- 0 0 Природу человека легче всего обнаружить в уединении, ибо тут он сбрасывает с себя все показное; в порыве страсти, ибо тогда забывает он свои правила; а также в новых обстоятельствах, ибо здесь покидает его сила привычки.
- 0 0 Скромный человек усваивает даже чужие пороки, гордый обладает только собственными.
- 0 0 Скрытность удерживает других на расстоянии от нас и охраняет нас. Это ширма, защищающая наши намерения.
- 0 0 Среди всех причин войны, наибольшего одобрения заслуживает желание ниспровергнуть тиранию, под гнетом которой страдает обессиленный и измученный народ.
- 0 0 Существуют три источника несправедливости: насилие как таковое, злонамеренное коварство, прикрывающееся именем закона, и жестокость самого закона.
- 0 0 Те, у кого нет друзей, которым они могли бы открыться, являются каннибалами своих собственных сердец.
- 0 0 Только гнев и страх заставляют применять насилие.
- 0 0 У возраста есть свои законы, и их надо учитывать: молодые люди более склонны изобретать что-то, чем судить о чем-то, осуществлять, чем советоваться, носиться с разными прожектами, чем заниматься определенным делом.
- 0 0 Хорошо бы людям, вводя новшества, брать пример с самого времени, которое производит поистине великие перемены, но исподволь и едва заметно; ибо иначе все новое будет неожиданным. И всегда новшество одним на руку, а другим на беду.
- 0 0 Человек скорее верит в истинность того, что предпочитает.
- 0 0 Человеческой натуре вообще более сродни глупость, нежели мудрость; а потому и качества, пленяющие людскую глупость, имеют наибольшую силу воздействия.
- 0 0 Честный и порядочный человек никогда и никоим образом не сможет исправить и перевоспитать бесчестных и дурных людей, если сам он прежде не исследует все тайники и глубины зла. Ведь люди испорченные и нечестные убеждены в том, что честность и порядочность существуют только из-за какой-то неопытности и наивности людей и лишь потому, что те верят разным проповедникам и учителям.
- 0 0 Чтение делает человека знающим, беседа — находчивым, а привычка записывать — точным.
- 0 0 Что касается непосредственных плодов популярности, то в этом отношении мудрость далеко уступает красноречию.
Источник: http://littleowl.ru/biography/Bekon_Rodzher.php
Теургия
Сайт Теургия.Org посвящен Западной Оккультной Традиции, Розенкрейцерству, Теургии, Мистицизму, Западному Эзотеризму и Оккультизму.
Данный сайт освещает вопросы Оккультизма и практики Теургии, Мистицизма и Магии, вне зависимости от религиозной ориентации практик, хотя, безусловно, учениям, связанным с монотеистическими религиями, всегда являвшимися отличительной чертой Западной Традиции и Западного Пути, отдается большее предпочтение, и они освещаются подробнее в силу того, что наиболее соответствуют магистральной тематике сайта.
Представленные на сайте материалы призваны облегчить возможность изучения и практики Западной Традиции, как тем, кто ищет свой Путь, так и тем, кто уже решил посвятить свою жизнь Теургии, Мистицизму и/или Магии и находится в самом начале своего Пути.
Форум по своему содержанию будет интересен опытным практикам в плане возможности поделиться опытом и обсудить тематические вопросы в кругу людей, имеющих адекватное представление о Теургии, Мистицизме и Церемониальной Магии в Западной Оккультной Традиции.
Западная Традиция во все века была светочем, направлявшим как своих адептов, так и все человечество по пути эволюции к восстановлению человека в его первоначальных качествах, свойствах и силах, духовных и божественных.
Различные методы практического применения знаний, обретаемых на этом пути, как то Теургия, Алхимия, Мистицизм, Магия Света, Астрология, Каббала и иные Герметические науки, также известные под наименованием «Королевское Искусство» (или «Царственное Искусство») — суть проявления вновь обретенных божественных полномочий человека, свидетельство явленного действия духа в материи. Таким образом, духовное развитие (кое невозможно без стремления к Богу) и обращенность к Благу — суть основополагающий принцип Западной Традиции, и ключ ко всей практике любой настоящей Герметической науки.
Западная Магическая Традиция — это тот Путь, которым шли до нас многие поколения Адептов Священного Искусства Высшей Магии Света и Теургии.
Путь Западной Традиции не идет вразрез с социальными условиями существования человека и не проповедует уход от внешнего мира: Адепты Западной Магической Традиции всегда сообразовывали свои действия со словами: «отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу».
Однако все чистые и незамутненные духовные школы Запада признают, что мир материи, вкупе с его социальными ценностями и перипетиями, есть не что иное, как «лес заблуждений», выйти из которого должно уму, а вместе с умом — и духовному существу человека, дабы не зависеть от потока направленного к ложным и иллюзорным целям, в коем пребывают все, ищущие земного больше, чем Небесного. Противоречия с ранее изложенным здесь нет, так как внутренняя, духовная и интеллектуальная свобода не находится в зависимости от свободы материальной и физической: можно и в пустыне быть рабом суеверий и предрассудков, равно как можно быть свободным и в казематах Бастилии.
Для Адептов Западной Традиции, следующих Путем практики Теургии, — важно взаимодействовать с миром материи, дабы служить для него проводником Воли Божией и позволять Ей проистекать через них в мир людей, еще остающихся под сенью невежества, пробуждая их к поиску своего истинного, Небесного предназначения, к возвращению к духовному состоянию.
Адепты же, практикующие чистую и священную Магию Света, — стремятся сообразовывать свою собственную волю с Волей Бога, и реализовывать через свою волю — Волю Божию в этом мире и, таким образом задействуя свои силы для «Opus Dei», становиться со-устроителями, со-тружениками Богу и Теургам в их божественной работе (др.-греч.
θεουργία, из θεός «Бог» + ὄργια «работа»), преобразуя реальность как материальную, так и духовную в соответствии с ее Высшим Предназначением.
Последователи Западного Пути — это воины, которые завоевывают физическую и астральную реальность «Царственным Искусством», воплощая в той и другой Волю Божию, под руководством и в сотрудничестве с высшими духовными иерархиями, так называемыми «Старшими духовными существами», «Ангелами-Хранителями», или «Высшими гениями».
Источник: http://teurgia.org/index.php?option=com_content&view=article&id=1117:l-r-&catid=6:2009-12-21-14-27-39&Itemid=30
Бэкон, Роджер
LIBRARY OF CONGRESS
РОДЖЕР БЭКОН
Бэкон, Роджер (Bacon, Roger) (ок. 1214–1294), английский ученый, известный своей проповедью экспериментального метода в науке. Родился близ Ильчестера (графство Сомерсет) ок. 1214.
Получил образование в Оксфорде и Париже, преподавал в Оксфордском и Парижском университетах, занимался алхимией, астрологией и оптикой, первым в Европе описал технологию изготовления пороха (1240). Стал монахом ок. 1257, жил в францисканском монастыре в Париже.
Резко критически относился к академической науке своего времени, изобрел план и метод реформы наук и по просьбе папы Климента IV изложил свои идеи в известном трактате Главный труд (Opus maius).
Ему также принадлежат Второй труд (Opus secundus), Меньший труд (Opus minus) и Третий труд (Opus tertium), написанные в 1260-х годах, и множество других. Папа умер в 1268. Бэкон был обвинен в ереси и в 1278 заключен в монастырскую тюрьму. Был освобожден в 1292. Умер Бэкон в Оксфорде 11 июня 1294.
Сочинения Бэкона по большей части представляют собой отрывочные энциклопедические штудии и отражают уровень познаний эпохи Средневековья. Оригинальные философские идеи изложены в Opus maius.
Главное учение носит чисто средневековый характер: всякая мудрость – от Бога и имеет три источника откровения: Писание, наблюдение природы и внутренний свет души, достигаемый восхождением по семи ступеням «внутреннего опыта».
Необходимыми инструментами распознавания этих трех видов откровения являются соответственно знание языков, знание математики и моральные и духовные дисциплины.
Однако знание достигается и проверяется только с помощью «экспериментальной науки», которую Бэкон считает применением теории к практической работе – открытиям и изобретениям, полезным для материального благополучия, а также к моральной и духовной работе, приводящей к вечному блаженству.
Бэкон известен своими красноречивыми призывами к экспериментальному методу в науке, однако тщательный анализ его сочинений обнаруживает, что он плохо разбирался в том, что такое экспериментальный метод, и знал науку не лучше других монахов. Произведения Бэкона (многие дошли до нас в зашифрованном виде) оказали относительно малое воздействие на последующую интеллектуальную историю.
Использованы материалы энциклопедии “Мир вокруг нас”.
Другие биографические материалы:
Усманова А.Р. Представитель оксфордской школы (Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998).
Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. «Удивительный доктор» (Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010).
Фролов И.Т. Провозвестник опытной науки нового времени (Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991).
Зубов В.П. Философ и естествоиспытатель (Большая советская энциклопедия. В 30 т. Гл. ред. А.М. Прохоров. Изд. 3-е. Т. 4. Брасос – Веш. – М., Советская энциклопедия. – 1971).
Бибихин В.В. Английский натурфилософ и богослов (Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А – Д).
Баландин Р.К. Пока длится невежество, человек не находит средств против зла (Баландин Р.К. Сто великих гениев / Р.К. Баландин. – М.: Вече, 2012).
Его учение было осуждено главой ордена францисканцев (Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983).
Далее читайте:
Философы, любители мудрости (биографический указатель).
Исторические лица Англии (Великобритании)(биографический указатель).
Англия в XIII веке (хронологическая таблица)
М.Ф. Пахомкина. Философия. Задачи, упражнения, тесты, творческие задания: учебно-практическое пособие / М.Ф. Пахомкина. – Хабаровск: Изд-во Хабар. гос. техн. ун-та. 2005.
А.А. Тесля. Философия: методические указания / А.А. Тесля. – Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2009. – 31 с.
Сочинения:
Opera hactenus inedita, fasc. 1 -16, Oxf., 1909-40.
The opus maius, transl. by R. B. Burke, vol. 1-2. Phil., 1928;
Opus maius, vol. I—III, ed. J. H. Bridges. Oxf., 1897-1900, repr. Fr/M., 1964;
Opus maius, pars VI: Scientia experimentalis. Columbia, 1988;
Operis maioris pars VII: Moralis philosophia, ed. E. Massa. Z., 1953;
Operahactenus inedita, ed. R. Steele, F. M. Delorme, fasc. 1 — 16. Oxf., 1905—40;
Compendium studii theologiae, ed. H. RashdalL Aberdeen, 1911, repr. Farnborough, 1966;
An inedited part of Roger Bacon's Opus maius: De signis, ed. Nielsen L. Fredborg and J. Pinborg.—«Traditio», 1978, vol.34, p. 75—136; в рус. пер.: Антология мировой философии, т. 1,ч.2. М., 1969.
Литература:
Ахутин А. В. Историяпринциповфизичеекогоэксперимента. М., 1976, с. 145—164;
Гайденко П. П. Эволюция понятия науки. М., 1987;
Keyser С. J. Roger Bacon. Arnst., 1938;
Crowley Т. Roger Bacon. Louvain — Dublin, 1950;
Easton S. C. Roger Bacon and his search for a universal science. Oxf., 1952;
Alessio F. Mito e scienca in Ruggero Bacone. Mil., 1957;
Heck E. Roger Bacon. EinmittelalterlicherVersuch einer historischen und systematischen Religionswissenschaft. Bonn, 1957;
Berube C. De la philosophie a la sagesse chez saint Bonaventure et Roger Bacon. Roma, 1976;
Lertora M. La infmitud de la materia segun Roger Bacon. — «Revista filosofica Mexicana», 1984, vol. 17, a 49, p. 115-134.
Трахтенберг О. В., Очерки по истории западноевропейской средневековой философии, М., 1957;
Little A. G.. Roger Bacon's life and works, Oxf., 1914;
Haston S. C., Roger Bacon and his search for a universal science, Oxf., 1952;
Источник: http://www.hrono.ru/biograf/bio_b/bekon_r.php
Средние века. Роджер Бэкон
Роджер Бэкон (1214-1292)”Никакое знание не может быть достаточным без опыта”Роджер Бэкон
Подобно Альберту и прочим своим современникам, Роджер Бэкон, член монашеского ордена францисканцев, опирался в своих научных изысканиях на философию Аристотеля. При этом он не только черпал мудрость из философских наблюдений и рассуждений, но и, подобно тому же Альберту, придавал большое значение эксперименту.
Но следует помнить, что сегодня мы вкладываем в понятие опыта совершенно иной смысл, чем оно имело в средние века. Например, Бэкон утверждает: “Мы установили на опыте, что звезды вызывают рождение и распад на земле, как это очевидно всякому”.
Для нас это вовсе не столь очевидно, и мы вправе задаться вопросом, каким образом Бэкону удалось на опыте обнаружить мистическое влияние звезд на жизнь и смерть человека.
Но брат Роджер не долго думая делает вывод: “Поскольку мы установили на опыте то, что еще раньше сделали очевидным философы, из этого непосредственно следует, что все знание здесь, в мире дольнем, покоится на могуществе математики”.
Еще одним примером своеобразного подхода Бэкона к научному эксперименту служит его опыт с орешником. В своей книге “Об опытной науке” он предлагает отделить от корня орешника годовалый побег. Эту ветку следует расщепить вдоль и вручить части ее двум участникам опыта.
Каждый должен держать свою часть ветки за два конца; две части ветки должны быть разделены расстоянием в ладонь или в четыре пальца. Через некоторое время части сами по себе начнут притягиваться друг к другу и, в конце концов, воссоединятся.
Ветка снова станет целой!
Роджер Бэкон, английский философ и естествоиспытатель, монах-францисканец.
“Научное” объяснение этого феномена, “более удивительного, чем все, что мне когда-либо доводилось видеть или слышать”, Бэкон заимствует у Плиния, полностью разделяя взгляды последнего: некоторые предметы, даже будучи разделены в пространстве, испытывают взаимное влечение.
Такое объяснение основано на принципе симпатической магии: подобное притягивает подобное. Но если бы кто-то сказал Бэкону, что это – магия, он был бы весьма удивлен, ибо свой рассказ о чудесных свойствах орешника он завершает следующими словами: “Это удивительное явление. Маги проводят этот опыт, повторяя всевозможные заклинания.
Я отбросил эти заклинания и обнаружил, что передо мной – чудесное действие природных сил, подобное действию магнита на железо”.
Таким образом, по мнению Бэкона, маги – недостойные шарлатаны: они бормочут заклинания, хотя отлично знают, что демонстрируют природное явление – “как это очевидно всякому”! Такого рода “наблюдения” часто встречаются в сочинениях Бэкона: он осуждает магию, сам при этом будучи магом.
Роджер Бэкон в Оксфорде
художник Питер Джексон.
Труды Бэкона отличает живость стиля, редкостная для эпохи расцвета схоластики, а благодаря своему нетерпению, сочетающемуся с необъяснимой прозорливостью, брат Роджер подчас делает поистине удивительные предсказания. “Во-первых, я расскажу вам, – пишет он в одном из писем, – об удивительных делах искусства и природы.
Затем я опишу их причины и форму. Никакой магии в этом нет, ибо магия слишком низменна по сравнению с такими вещами и недостойна их. А именно: можно делать навигационные машины, гигантские корабли для рек и морей. Они движутся без помощи весел; один-единственный человек может управлять ими лучше, чем если бы на борту была полная команда.
Далее есть также повозки, которые движутся без лошадей и с колоссальной скоростью; мы полагаем, что таковы были боевые колесницы древности, оснащенные серпами. Можно также делать летающие машины. Сидящий посередине человек управляет чем-то, от чего такая машина машет искусственными крыльями, как птица.
Можно сделать маленький прибор для спуска тяжелых грузов, очень полезный на крайний случай. С помощью машины высотой и шириной в три пальца, а толщиной и того меньше, человек мог бы уберечь себя и своих друзей от всех опасностей тюрьмы, и мог бы подниматься и опускаться.
Можно сделать и такой инструмент, с помощью которого один человек сможет насильно тащить за собой тысячу упирающихся людей; точно так же он может тянуть и другие предметы.
Можно построить машину для подводных путешествий по морям и рекам. Она погружается на дно, и человеку при этом не грозит никакая опасность. Александр Великий пользовался таким приспособлением, о чем сообщает астроном Этик.
Такие вещи делались уже давно и делаются до сих пор, за исключением, пожалуй, летающей машины.
И бесчисленное множество других вещей такого рода можно произвести: например, мосты через реку, которые держатся безо всяких свай, и прочие приборы и приспособления, изобретательные и неслыханные”.
Стоит ли удивляться, что Бэкону приписывались самые разнообразные изобретения и открытия: порох, очки, телескоп и т.д. При этом сомнений в существовании магии у него было ничуть не больше, чем у его современников. Бэкон признавал и то, что отличить черную магию от науки не так-то просто.
Он считал, что натуральная магия, используемая во благо, имеет право на существование.
И если мы очистим его тезисы от тонкостей, с одной стороны, и от грубых упрощений – с другой, то обнаружим, что концепция этого схоласта не так уж далека от представлений античных философов: магия, применяемая для благих целей, позволительна и именуется натуральной магией; черную же магию, действующую во зло, следует осудить и отвергнуть.
Алхимия, – утверждает Бэкон, – родственна физике. Она имеет дело с цветом и прочими субстанциями, с горением асфальта, с солью и серой, с золотом и прочими металлами, и хотя Аристотель ничего не писал об алхимическом искусстве, его необходимо изучить для понимания натурфилософии и теоретической медицины.
С помощью алхимии можно делать золото, а следовательно, искусство Гермеса способно пополнить государственную казну. Кроме того, оно продлевает жизнь человека. Но в области алхимии работают лишь немногие, и еще меньше таких, кому удается производить опыты, продлевающие жизнь.
Этого искусства достоин лишь мудрейший, тот, кому ведомы тайны орла, оленя, змеи и феникса – животных, возвращающих себе молодость при помощи сокровенных свойств трав и камней.
“Питьевое золото”, согласно Бэкону, следует растворить в некой таинственной жидкости, приготовить которую умеют лишь особо одаренные ученые мужи.
Такое золото лучше того, что встречается в природе, и того, что изготовляют алхимики. Если его правильно растворить, оно окажет поистине удивительное действие. В раствор следует добавить множество разнообразных ингредиентов. Необходимо “то, что плавает в море… а также то, что растет в воздухе, цветок морской росы”.
Затем нужна гвоздика – смесь листьев и частичек одревесневшего стебля с небольшой долей цветков. Далее следует добавить то, что море выбрасывает на сушу, – серую амбру. Наконец, самый важный ингредиент – змея, о чем упоминает еще Аристотель. Тирийцы ели змей, приготовляя их особым образом со специями.
И последний штрих – косточка из сердца оленя, ибо олень – символ долголетия. Здесь Бэкон вновь обращается к магическому принципу: подобное производит подобное. Животное, символизирующее долголетие, должно продлить человеческую жизнь! Брат Роджер считает эту смесь превосходным лекарством от старости и от всех болезней.
Он убежден, что с ее помощью можно продлить жизнь на несколько сотен лет. Он лично знает человека, “у которого есть бумага от Папы, подтверждающая, что он воистину достиг возраста патриарха”.
Бэкон полагает, что столь невероятные вещи вполне адекватно доказываются таким расплывчатым сообщением. А его слова о теоретической алхимии едва ли порадуют того, кто желал бы изучать таинственное искусство Гермеса. Бэкон пишет, что в этом искусстве разбираются очень немногие.
Эти избранные не только не желают делиться своими познаниями, но и вообще не хотят находиться среди тех, кого считают глупцами, – ибо последние лишь играют словами закона и плодят софизмы. Настоящие алхимики терпеть не могут тех, кто отделяет философию от теологии.
Кроме того, – добавляет Бэкон, – алхимические операции сложны и требуют больших расходов, а потому даже многие из овладевших этим искусством не могут практиковать его из-за недостатка средств. Да и книги по алхимии написаны языком столь запутанным и туманным, что понять их почти невозможно.
Своими элитарными установками Бэкон способен вывести из себя даже терпеливого читателя. Он восхваляет науку, описывая почти непреодолимые трудности, которые стоят на пути у желающего заняться ею, и с презрением отвергает магию и все ненаучные методы.
Кажется, его мечта – чтобы все знание сосредоточилось в руках у нескольких избранных “сверхлюдей”, а еще лучше – у него одного.
Объявив, что все человеческое знание зависит от математики, Бэкон утверждает, что благороднейшая из областей математики – астрология, которая должна находить применение и в медицине, и в алхимии, и предсказаниях будущего.
Особенно она полезна в политических делах: если бы мудрецы внимательнее наблюдали за звездами, недавно начавшиеся войны можно было бы предотвратить.
Физический облик человека определяется небесными телами в момент рождения; но и в дальнейшем от звезд зависят все перемены, которые с ним произойдут: “В соответствии с различными сочетаниями звезд человеческое тело всякий час меняется и побуждает душу к различным действиям”. Впрочем, звезды только склоняют и побуждают человека к той или иной судьбе, но не предопределяют ее, ибо человек наделен свободной волей. Бэкон пишет:
В соответствии с тем фактом, что некоторые знаки – огненные, горячие и сухие, некоторые тела также воспринимают эту огненную природу. Из-за этого их называют марсианскими, по имени этой планеты, а также связанными с природой Овна, Льва и Стрельца.
Тот же принцип верен в отношении прочих характеристик тел, знаков и планет. Однако поименовать и отметить каждую вещь по отдельности в соотношении с планетами и знаками – дело довольно трудное, и исполнить его невозможно без помощи Иудейских Книг.
Подобно рабби Моисею Маймониду (1136 – 1204), Бэкон верил, что основной источник астрологических знаний – Священное Писание. Благодаря этому изучение звезд и их влияния на земные дела становилось вполне легитимным занятием.
Но точку зрения Бэкона разделяли далеко не все: вопреки растущему влиянию астрологии на средневековую ученость, официальное отношение церкви к науке о звездах было скорее отрицательным.
И все же Бэкон подразумевает, что философия (которую он отождествляет с математикой и астрологией) в конечном счете приведет к тем же выводам, что и теология, и подтвердит последнюю. Мало того, он утверждает, что без астрологии – или философии – доктрина церкви неполна.
В своем знаменитом трактате “Opus Majus” (“Большой труд”, или “Великое Делание”) Бэкон говорит: “Если наносится ущерб философской истине, то тем самым терпит убыток и теология, задача которой состоит в том, чтобы использовать могущество философии – не абсолютное, но ограниченное надзором Церкви, – в руководстве государством верующих и для обращения предопределенных к тому неверующих…” А насчет теологов, возражавших против таких идей, Бэкон замечает: “Но заблуждения их не ограничиваются тем, что по невежеству своему они осуждают знание будущего, добытое математиками: из-за части, отрицаемой ими по причине невежества, они осуждают и целое”. Так Бэкон вновь отваживается на довольно опасную похвальбу. Брат Роджер верил в силу изреченного слова, объясняя это так:
Мы должны признать, что оно обладает великой силой; все чудеса при сотворении мира были произведены словом. И особое деяние разумной души есть слово, в коем душа ликует.
Слова обладают великим достоинством, когда они произнесены с сосредоточением и глубоким желанием, с правильным намерением и верой.
Ибо когда эти четыре качества соединяются, субстанция разумной души быстрее подвигается к воздействию на себя самое и на внешние предметы в согласии со своим достоинством и сущностью.
Поскольку Бэкон утверждал, что эксперимент – единственный достоверный способ проверки научных гипотез, можно предположить, что он пользовался суггестией или гипнозом. Однако это тоже всего лишь гипотеза, ибо мы уже видели, чего стоят некоторые его эксперименты.
Таких же результатов, – продолжает он, – можно достигать иным путем, без помощи благоприятного сочетания небесных тел и без перечисленных “четырех качеств”, а всего лишь посредством магических формул и заблуждений ума.
Но тогда это будет ненаучные чудеса глупых “старушонок”, которые не могут добиться указанных результатов иначе, как с помощью дьявола.
В сочинениях Бэкона нам то и дело бросается в глаза его ученая спесь и презрение, которое он питал ко всему, что не выражено и не упорядочено с достаточной ясностью.
Противоречия Бэкон допускает только в вопросах теологии. Например, он говорит о следующей тайне, вступающей в противоречие с разумом: Христос – краеугольный камень, но Он же – центр, в котором сходятся двенадцать апостолов. В религиозных вопросах Бэкон абсолютно ортодоксален, вся его жизнь и ученые занятия были посвящены Христу.
Все его открытия должны были служить повышению авторитета Церкви и способствовать исполнению ее планов и замыслов.
В своей книге “Об опытной науке” Бэкон рассуждает о том, что Церкви стоило бы обдумать применение научных изобретений в борьбе против неверующих и мятежников, так как это позволило бы избежать пролития христианской крови. “…и в особенности это следовало бы сделать ввиду грядущих бед во времена антихристовы, которые, по милости Божией, удастся встретить легко, если прелаты и князья будут поощрять изучение и исследование тайн природы”.
В целом, воззрения Бэкона не носят того “фаустовского” характера, который подчас приписывают ему исследователи-энтузиасты. Не был он и просветленным провозвестником научной революции, гласом вопиющего в пустыне схоластики.
Однако в своей попытке объединить всю науку, мудрость и веру Бэкон создал уникальный труд “Opus Majus”, куда включил сведения, известные в ту эпоху многим, но организованные и упорядоченные в согласии с собственными оригинальными взглядами брата Роджера.
Именно индивидуальная позиция, пожалуй, и является самой интересной отличительной чертой его сочинений.
По взрывам страсти, которые Бэкон порой бывает не в силах сдержать, мы можем сделать вывод о том, какой чрезвычайной чувствительностью обладал этот мыслитель, – и с каким трудом он подавлял эту чувствительность, восхваляя сухие и скучные схоластические методы.
Его поразительные высказывания, действительно уникальные для того времени, овеяны пророческим духом, совершенно чуждым науке (вопреки собственному заявлению Бэкона о том, что все его открытия имеют сугубо научный характер). В этих предсказаниях брат Роджер выразил сокровенные мечты всего человечества, благодаря которым в конце концов и появились на свет описанные Бэконом великие изобретения.
Следующая глава →
Главная → История & Пророчества
История магии и оккультизма
Источник: http://prophecies.ru/hi_magic104.html
Роджер Бэкон
Роджер Бэкон (1214-1292) — выдающийся английский ученый, обогнавший почти на тысячелетие свое время и обвиненный за это в колдовстве, провел большую часть своей жизни в тюремных застенках. После своей физической кончины он обрел вторую жизнь на земле в легенде, которая зачастую долговечнее и ярче реальности.
Роджер поступил в Оксфордский университет очень рано — в двенадцатилетнем возрасте, и по окончании его преподавал там же. Но на свою беду решил отправиться в обитель средневековой премудрости — в Париж Там он стал членом монашеского ордена святого Франциска Ассизского и получил новое имя — Фриер.
Путая церковную ученость со свободомыслием, англичанин начал открыто излагать свои взгляды о необходимости поставить на службу церкви секреты белой магии, которухр хотел противопоставить черному колдовству Сатаны. Обладая ярким даром провидца, он предсказывал изобретение самолетов, отравляющих газов, аквалангов и даже лазерного оружия.
Когда его спрашивали об источнике этой информации, Бэкон ссылался на древних авторов. Церковь сочла его объяснения неубедительными и заточила в подземелье, о котором он впоследствии писал: «Прелаты держали меня без пищи и в тесном заточении и не испытывали угрызений совести от того, что никто не мог меня посетить.
Они опасались, как бы мои писания не попали к кому бы то ни было, за исключением Папы и их самих».
Вызволил его из французского плена провансалец Гай де Фаулис, родина которого незадолго до того пережила опустошительные альбигойские войны. Хотя южанин де Фаулис был верным сыном католической церкви, ему не за что было любить парижан.
Кроме того, он прожил несколько лет в Англии, где его просили похлопотать о национальной гордости — мудреце Роджере. Став в 1265 г. Папой Климентом Четвертым, этот родовитый дворянин выпустил на свободу Бэкона и затребовал для прочтения его научные труды.
Прочитав его «Послания о… ничтожестве магии», Папа лишь махнул рукой и велел отпустить францисканца-англичанина на его родину.
Оксфорд встретил своего любимца ликованием, и в жизни Фриера Бэкона наступила счастливая пора, продлившаяся целых десять лет. Ученый воспринял решение Папы о своем освобождении как признание верности научных воззрений и указание продолжать их.
Отныне он с еще большим рвением отстаивает необходимость поиска истины с помощью экспериментальной науки, не исключающей и магию, которую следует отделить как от черного колдовства, так и от шарлатанства.
С преподавательской кафедры Бэкон говорит, что все чудеса с начала сотворения мира производились посредством слов, и потому просто глупо не попытаться использовать во славу Церкви Силу, заключенную в заклинаниях и чарах. Однако доступ к этим тайным знаниям должен быть ограничен:
«И все же истинно то, что эти изумительные науки, посредством которых может совершаться как большая доброта, так и великое зло, должны бьггь доступны только ограниченному кругу лиц с папского дозволения».
Такая позиция находила полную поддержку на Британских островах, где еще помнили кельтских друидов, а деревенские жители нет-нет, да и встречались если не с эльфами, то с гномами. Отчего же, в самом деле, знания этих существ не обратить себе на пользу?
В Париже рассуждали иначе.
Судя по трудам мятежного монаха, он и сам обладал немалым опытом в магических делах и хорошо, если бы он без лишнего шума предложил свои услуги Папе и его ближайшему окружению, но ведь Бэкон писал, а рукописи его были доступны любому грамотному человеку! Они лишь смущали умы неискушенных сынов церкви и могли привести к ереси.
Словом, Фриера вызвали во Францию и за попытку введения никому не нужных «новшеств» отправили в темницу, содержа куда строже, чем во время предыдущего ареста. В это время Папой был Николай Третий, итальянец Джованни Гаэтано Орсини, которого Данте без колебаний поместил в ад, обвинив того в безудержной алчности, продажности и протекционизме.
Он усидел на троне в течение всего трех лет. В дальнейшем руководство в Ватикане менялось с калейдоскопической быстротой: за Орсини последовал француз Монпитье, потом вновь итальянец Савелли, за ним — францисканец Джироламо Маски.
И только после смерти последнего английский ученый увидел свободу.
Проведя четырнадцать лет в подземелье, он был смертельно болен и отправился умирать на родину: его душа рассталась с телом в Оксфордском университете, куда он вошел впервые двенадцатилетним мальчиком.
Людям не нужна наука, они требуют чудес. И потому в Англии Фриер «ожил» спустя триста лет в образе великого кудесника, которого во всех странствиях сопровождал другой англичанин-францисканец и тезка — Фриер (до монашества Джон де Бангэей). Вместе они противостояли козням немецкого мага Вандермаста.
В открытом магическом состязании германский колдун позорно проиграл Бэкон и решил отомстить тому самым верным способом, подослав наемного убийцу. Нанятый за сто крон солдат пересек пролив Ла-Манш и отправился в Оксфорд, чтобы пронзить мечом мудреца.
Но тот, заглянув в свои магические книги, узнал о готовящемся покушении и приготовился к встрече. Когда убийца предстал перед ним с обнаженным клинком, Бэкон вызвал из преисподней дух Юлиана Отступника, чтобы с его помощью переубедить наемника.
Юлиан появился с пылающим телом, покрытым многочисленными ранами, и признался, что он, находясь в аду, испытывает чудовищные муки из-за своего отступничества от христианской веры. Солдат ужаснулся, что и его может ожидать подобная участь, и позорно бежал прочь.
Вскоре он был окрещен, и в качестве крестоносца отправился на Священную войну, где геройски погиб. О его посмертной судьбе ничего не известно.
Вандермаст, уверенный, что с его соперником покончено, отправился в Англию, где вызвал на магический бой ученика Бэкона — Бангэя. Они отошли подальше от людских поселений и там, в поле, встали в сотне шагов друг от друга, очертив себя волшебными кругами.
Первым начал немец, вызвав огнедышащего дракона, который чуть было не спалил Фриера-младшего. Но и он, в свою очередь, призвал водного дракона, некогда поверженного Персеем… Словом, оба мага поочередно вызывали духов некогда живых существ, и борьба шла с переменным успехом.
В завершение, как последнее средство, они прибегли к помощи Дьявола, который испепелил обоих. Начавшаяся затем буря пронеслась не только над местом магического боя, но и над окрестными городами и селами, вызвав немалые разрушения.
Когда местные жители пришли в эпицентр стихийного бедствия, то обнаружили там два обожженных трупа и похоронили их: одного — по обычаю францисканского ордена, другого — как чужеземца.
Сам же Бэкон остался в стороне от этих сколь героических, столь и неправдоподобных событий.
О себе и своем искусстве он сообщил следующее: «Добрые мои друзья и ученики, вам неведомо, каким образом я посредством своего искусства достиг такого, что видели лишь немногие из живущих: о чудесах, мной произведенных, говорит вся Англия, начиная с короля и заканчивая простым смертным.
Я открыл секрет искусства и природы и предоставил возможность миру увидеть все это, что прежде было скрыто от людей со времен Гермеса, исключительного и глубокого философа.
При помощи своих исследований я проник в секреты звезд… Схожим образом я открыл секреты деревьев, растений и камней… Тем не менее, все это принадлежащее мне знание я оцениваю как недостаточно полновесное, потому что оно служит не столько божественному началу в человеке, но утверждению его гордости и самомнения».
Придя к подобному выводу, Фриер Бэкон сжег все написанные им труды по магии, но… рукописи, как известно, не горят. Возможно, они еще ждут своих читателей.
И, кроме того, служат основой для множества легенд о всемогущем маге Фриере Бэконе, над которым не властно время, и он спустя века вновь возвращается в любимый им Оксфордский университет. Во всяком случае, находились очевидцы его пребывания там в XVI и в XVIII вв.
Источник: http://magicru.ru/rodzher-bjekon/
Жизненный путь Роджера Бэкона
О жизни Бэкона, из-за нехватки источников, достоверно известно немного, и большая часть его биографии получена методом вычленения фактов из его же собственных трудов и францисканских хроник XIII-XIV вв.[137], однако, эти свидетельства зачастую отрывочны и до сих пор вызывают оживленные дискуссии исследователей[138].
Сколько-нибудь полного обзора литературы, посвященной жизни и творчеству Роджера Бэкона, нет и по сей день, хотя существует достаточно полная библиография Бэкона с 1848 по 1995 гг. Существует лишь несколько очерков некоторых этапов изучения проблем, связанных с именем Бэкона.
Стоит отметить, что биография Бэкона заключает в себе множество спорных моментов, и доскональное ее изучение является темой для отдельного обширного исследования.
Можно с достоверностью сказать, что он родился в состоятельной семье, предположительно, знатного рода[139], в Англии[140] в период с конца 1210-х – начала 1220-х гг. Более точную датировку дать, увы, невозможно. О детстве и юности Бэкона нет почти никаких сведений.
Известно лишь, что он получил начальное образование и поступил в Оксфордский университет Бэкон учился там в то время, когда стали появляться новые переводы античных, арабских и еврейских авторов, развивались университеты, в которых читались новые курсы лекций, основанные на естественнонаучных сочинениях Аристотеля и его «Метафизике»[141]. Оксфордский университет был в 1230-1240-х гг. одним из крупнейших в Европе центров науки, но главным университетом оставался Парижский. Именно туда перебрался Бэкон после нескольких лет обучения в Оксфорде. Он читал лекции по философии в Парижском университете на кафедре свободных искусств[142]. Первые сочинения ученого – лекции – комментарии к Аристотелю[143].
Бэкон был магистром искусств, но не был доктором богословия, несмотря на интерес к предмету, так как имел сильное предубеждение против умозрительных методов, использовавшихся его коллегами в Университете. До конца 1240-х гг.
научные изыскания Бэкона были сосредоточены на традиционных темах схоластического обучения (теология, философия и так далее), в рамках которого он преподавал в Парижском университете. Там он не показал тенденции к его позднему увлечению астрологией и алхимией.
А в своих ранних лекциях Бэкон даже отказывает в признании алхимии, и утверждает, что трансмутации металлов невозможны. Но в какой-то момент его интересы изменились, и в мировоззрении произошли радикальные перемены.
Бэкон начинает интересоваться естественнонаучными исследованиями в области физики, медицины, астрономии, астрологии, алхимии, а также математики и языкознания и отходит от стандартов, принятых в Университете.
Увлеченность этими отраслями знания впоследствии вылилась в его теорию универсальной науки, видение которой лежит в основе всех его поздних трудов.
Наиболее распространенное предположение[144] о том, почему изменятся сфера интересов Бэкона, заключается в том, что это происходит после его знакомства с трактатом «Тайна Тайных» (Secretum secretorum), в XIII в. считавшимся произведением Аристотеля, а после и целого ряда сочинений, посвященных астрологии и алхимии, которые были весьма популярными темами среди интеллектуалов этой эпохи. Эта литература, а также знакомство ученого с некоторыми людьми, практиковавшими астрологию и алхимию, сильно повлияли на взгляды Бэкона, касаемые преимущества определенных наук.
Около 1247 -1250 г. Бэкон возвращается в Оксфорд и через некоторое время вступает в орден францисканцев. Можно сделать предположение, что он надеялся на то, что это даст ему новые возможности и преимущество в занятии чистой наукой, не отвлекаясь на преподавание[145].
Однако орден только поначалу благосклонно относился к научным занятиям своего нового брата, и Бэкону пришлось искать покровителя на стороне. Для этого он пишет три своих самых знаменитых труда, адресованных Папе Клименту IV, который покровительствует работе монаха. После смерти Папы жизнь Бэкона в ордене ухудшилась[146].
В своих последних сочинениях он описывает мрачную картину своей жизни в монастыре. Бэкона, по его же словам, подвергли аресту, не давали заниматься работой, морили голодом[147]. Что было причиной такого отношения монахов к ученому точно неизвестно. Бэкон умер в период примерно с 1292 по 1294 гг., оставив после себя огромное количество сочинений.
Джон Ди в комментариях к «Посланию…» пишет о необычайному трудолюбию Бэкона и восхищается тем, какое количество фундаментальных трудов тот оставил после себя.
Бэкон в «Послании…» пишет о том, что когда творишь Великое Делание «нельзя спать, так как перед тобой великая тайна, приносящая богатства»[148] (речь идет не только о материальном, но и о духовном богатстве). Сколько мог длиться процесс Делания, сколько алхимику приходилось терпеть отсутствие сна – на данный момент можно только предполагать.
Основные философские и научные взгляды Роджера Бэкона
На формирование воззрений Бэкона, в том числе его взглядов на алхимию, как и на его современников, значительное влияние оказали античные и арабские авторы.
С одними он соглашался и много почерпнул из их сочинений, с другими полемизировал. Собственную эпоху Бэкон оценивал, как эпоху упадка.
Он крайне критично относился к ученым своего времени, не боялся спорить с ними, и, особенно подвергал сомнениям их авторитеты.
В процессе своих научных исследований Роджер Бэкон проникся идеей создания всеобъемлющего учения, основанного на естествознании и опыте, призванного воспрепятствовать дальнейшему распространению греха и невежества среди своих современников.
Эта идея легла в основу концепции так и не написанного им «Главного сочинения» (Opus или Scriptum Principale), эдакой энциклопедии наук. Ее предполагаемый объем и трактовка положений представленных Бэконом, приводит к мысли о том, что он был не столько философом, сколько многосторонним ученым-эрудитом.
Тенденция к такому обобщению наиболее ярко проявилась именно в XII – XIII вв., когда целый ряд авторов пишет свои сочинения в жанре сумм, энциклопедий и компендий.
Универсальное учение Бэкона должно было включать в себя и охватывать все области науки – от лингвистических до астрономических и быть своеобразной энциклопедией всеобъемлющего знания, ориентированной на достижение вполне прагматических целей. Бэкон – единственный из западноевропейских алхимиков, кто разрабатывал алхимию в контексте универсальной науки и общих понятий.
Бэкон считал, что истинное знание едино и дано человечеству богом, и в этом он не был оригинален. Для ученого есть только одна мудрость, а науки лишь инструмент для ее постижения. Одной из главных своих задач он видел коренную реформу всей системы современного ему учения, и как следствие – образования и научных институтов, а также содействие в развитии естествознания и техники в будущем.
Все его философские положения, как и любого из его современников, пронизаны соображениями религиозного характера. Также во всех трудах Бэкона прослеживается мысль о том, что постичь мудрость самостоятельно человек не может, истина может открыться ему только через божественное озарение.
В качестве доказательства этого он приводит в пример нескончаемые споры своих современников о природе универсалий. Сам он в этом споре придерживался позиций умеренного реализма, считая, что универсалии существуют реально в самих вещах, отрицая, в отличие от Фомы Аквинского, их существование до вещей.
Однако и от платоновской линии Бэкон отходит, утверждая, что единичные предметы существуют реально и обладают реальным бытием.
В этом отношении ученый приближается к умеренному номинализму, однако не делает окончательного вывода, считая, что универсалии существуют в самих вещах; так же реально и человек, познавая этот мир, познает содержащиеся в вещах универсалии.
Основным препятствием для достижения мудрости для Бэкона являются ложные авторитеты. Причину слепой веры авторитетам без должной проверки оных, он объяснял тем, что за ней скрывается лишь плохое знание языков и математики как «ключа всех наук».
В этом плане Бэкон является новатором в свою эпоху, когда вся культура была наполнена доверием к книге и преданию. Однако, писал он, не стоит отвергать все авторитеты, как источник знания, стоит лишь опасаться неверных.
Но именно эти неверные авторитеты и таят в себе самую большую опасность, поэтому Бэкон призывал к уничтожению книг, претендующих на авторство известных ученых, однако, не обладающих ни мудростью их, ни стилем.
Он считал, что научное знание может вести к спасению, достижению вечной жизни, даже если это познание передается не христианами, и ведет к нему, но предпосылкой для этой открытой мудрости науки служит христианская мораль «ибо вся мудрость от Бога»[149].
Бэкон писал, что любой мудрец достоин уважения, и пользоваться необходимо всем оставленным предыдущими поколениями людей наследием. Фома Аквинский также настаивал на том, что необходимо в процессе познания использовать опыт предыдущих поколений.
Бэкон питал большое уважение к трудам греческих философов и часто цитировал в своих трудах арабских мыслителей, в первую очередь Авиценну, аль-Машара и аль-Хайсама[150]. Он пишет, что Моисей, Авраам и другие еврейские патриархи были подлинными основателями науки, открытой им богом, в силу их святости.
Даже древние язычники: Аристотель, Платон, Авиценна и другие, своими образцовыми жизнями «достигли тайн мудрости и овладели всеми науками. Но христиане, не открыли ничего стоящего, а причина в том, что они не обладают их нравом. Поскольку не престало мудрости стоять рядом с грехом, но требуется ей совершенная добродетель»[151].
То есть помимо того, что знания идут от бога, из слов Бэкона можно сделать вывод, что и о добродетели и нравственности человека можно судить по тому, насколько он преуспевает в умственной деятельности, чем выше его способности, тем, значит, человек ближе к богу.
Отсюда следует необходимость изучения различных языков, о которой говорит Бэкон. Он упирает на то, что все творения ученых нужно изучать в оригинале, чтобы не допускать ошибок, к которым приводит низкое качество перевода изучаемых книг, а также отсутствия в латинском языке множества важных терминов.
У Бэкона часто встречаются высказывания обобщающего гносеологического свойства. Он пишет о том, что человек будет искать истину до конца времен, потому что окончательное совершенное состояние его мыслей не сможет наступить никогда.
Как и перед всеми его современниками, перед Бэконом стоял вопрос об отношении естественного знания к «превосходным творениям» – ангелам, душам и небесным телам[152]. Бэкон признавал метафизику той областью знания, которая изучает эти возвышенные объекты.
«В метафизике не может быть иного доказательства, кроме как через следствие, так что духовные вещи познаются через телесные следствия и Творец – через творение»[153].
То есть астральный, бестелесный мир человек может изучить только через наблюдение мира материального, но все же внешний опыт человеческих чувств недостаточен для познания духовных предметов, для этого нужен опыт духовный.
Церковь не могла допустить такого изучения, даже если бы оно было возможно, однако Бэкон в своем послании к Папе пытается доказать пользу подобных изысканий. Он стремился к философской интерпретации образов Писания, приближаясь в этом отношении к Аверроэсу.
В своих трудах Бэкон пытается представить не только теоретические идеи, но и конкретные практические методы, их подтверждающие. Для него также большую роль играет важность практического, материального результата применения наук, направленного на улучшение человеческой жизни.
Большое место в трудах Бэкона, занимает учение об опытном знании, которое играет ключевую роль в его системе наук.
Опыт, по мнению Бэкона, играет особую роль в познании и призван для проверки заключений теоретических наук, предоставления фактического материала для них и для самостоятельного исследования природы независимо от теории. Это опыт человеческий и философский.
«Опытная наука» (scientia experimentalis) может открыть «великолепные истины в областях других наук, к которым эти науки никаким путем прийти не могут»[154], оно выступает одновременно в двух ипостасях: получает посредством опыта новые данные о природе и в то же время руководит различными науками.
Однако этот опыт не есть экспериментальная наука в том значении, в котором его привыкли понимать мы. Опыт – это все, что испытывает человек, познавая реальность с помощью ощущений, как внешних, так и внутренних. Бэкон вовсе не призывает отказываться от всего того, что не было проверено опытным путем.
Авторитет Священного Писания и Предания для него незыблем, потому что существует праопыт, которым бог наделил святых отцов и пророков. Он открыл им науки через внутреннее озарение (как открывает он их верующим и сейчас). Ветхозаветные патриархи и пророки знали всю истину и все науки, поэтому их авторитет непогрешим.
Греческие же философы, в частности Аристотель, заимствовали от них только часть этих истин. Бог сообщает людям только часть своей истины для познания, смешивая ее с ложью, каждому человеку по уровню его моральной чистоты.
Опираясь на опыт, человек может вычленить крупицы этой истины, но в полном ее объеме, она может быть доступна только единицам. Опираясь на такие заключения, Бэкон активно критикует сочинения античных авторов и деятелей умозрительных наук за возможность ошибки заключений или использование несовершенного опыта[155].
Сколь ни ясны были бы рассуждения о всесжигающем действии огня, «дух удовлетворится и успокоится» лишь тогда, когда это действие он наблюдает и тем более ощущает сам[156].
Важнейшим для Бэкона является внутренний опыт, схожий по его словам с идеей озарения у Августина, позволяющий получить истинное знание, не искаженное несовершенным человеческим восприятием и разумением.
Перечисляя ступени внутреннего опыта, по которым человек поднимается до прямого мистического видения бога, Бэкон следует в русле христианской традиции и подчеркивает ведущую роль божественного озарения – Руки Божьей, ведущей человека по пути духовного совершенствования и открывающей перед ним истинное знание[157].
Благодать веры и божественное вдохновение необходимы не только для познания духовных предметов, без них остаются непонятыми и аспекты, относящиеся к области телесных предметов.
Нельзя говорить о том, что Бэкон вообще не признавал ценности познающего разума. Он называл три пути познания – авторитет, рассуждение и опыт. Опыт он ставил на первое место, мотивируя это тем, что доводов недостаточно для обретения истины, ссылки на авторитет пригодны для этого еще меньше, опыт же позволяет получить достоверное знание[158].
В трудах Бэкона большое значение уделено математике, в которую он включал геометрию, арифметику, астрономию и музыку (акустику в современном понимании). Как одному из инструментов познания мира. Ее роль в этом познании и в существовании других наук признавалась им решающей.
Математика «остается предельно достоверной и несомненной, поэтому с ее помощью следует изучать и проверять все остальные науки». В этом можно увидеть влияние францисканцев, собратьев по ордену, которые больше тяготели к платоновской философии, чем к аристотелевской.
Аристотель отделял математику от других наук, а Платон, наоборот, считал математику введением во все науки.
Физику Роджер Бэкон делил на ряд отдельных дисциплин, в число которых входит оптика, астрология, медицина, техника и в том числе – алхимия. Впервые им была высказана мысль о том, что логика не дает ничего научному знанию, и является только наукой об умении правильно выражать свои мысли, это лишь наука о словах.
Главный момент в истолковании отношений теологии и философии, веры и знания у Бэкона – это стремление к ликвидации конфликта между этими дисциплинами. Знание и вера представляют собой результат первоначального божественного откровения и поэтому не могут противоречить друг другу.
Можно сделать вывод, что Бэкон обладал не типичными для средневекового ученого взглядами: индивидуалист, не признающий авторитетов, критически настроенный относительно всех и вся. Его убеждения сформировались под влиянием увлечения эмпирическими исследованиями.
При всем этом образ мышления Бэкона не отличается от большинства его современников, о которых мы можем судить по написанным ими трактатам. Он весьма религиозен, во главе всего ставит бога, Писание и Предание – единственное, что остается для него неприкосновенным.
Алхимические воззрения в трудах Роджера Бэкона
Отношения с союзниками в 1941-1942 гг
Взаимоотношения стран антигитлеровской коалиции 1941-1945 гг
Методология изучения истории Российского государства
Биография и деятельность П.А. Столыпина
Столыпинские реформы
Результаты деятельности П. А. Столыпина
Объект и предмет истории
Понятие исторический источник
Структура и методы исторического познания
Методология истории
Понятие историография
Источник: http://biofile.ru/his/30592.html